Московский театр «Новая Опера» после смены руководства ощутимо реформируется новой командой директора Антона Гетьмана и дирижера Валентина Урюпина. Процесс пока только набирает обороты. Сначала апгрейду подверглась визуальная стилистика всего, что связано с рекламным дизайном, теперь новое руководство предложило оценить их взгляд на визитную карточку театра – знаменитый «Крещенский фестиваль».
Совсем скоро нам предстоит увидеть две премьеры. И если опера «Стиффелио» Верди в постановке Екатерины Одеговой была запланирована еще до смены власти, то интерпретацию «Мертвого города» Корнгольда новое руководство целенаправленно заказало Василию Бархатову как презентацию собственной концепции развития театра. Кстати, хорошо, что «Стиффелио» оставили в планах: потрясающая опера, которая никогда не ставилась в России.
Заслуживает ли эпитет «потрясающая» выбранная для открытия «Крещенского фестиваля» опера Массне «Золушка» – вопрос дискуссионный. Волшебная сказка не то для детей, не то для взрослых в четырех актах малоизвестна, хотя лет десять назад «Золушку» популяризировала Джойс ДиДонато, регулярно исполняя заглавную роль, а совсем недавно сокращенную и переведенную на английский язык версию Метрополитен-оперы транслировали в кинотеатрах по всему миру с такими певцами, как Изабель Леонард, Эмили Д’Анджело, Стефани Блайт.
В оригинальной версии, по жанру напоминающей неспешную романтическую пастораль, приходится констатировать длинноты, и даже развитие музыкального материала зачастую основано на элементарных повторах. Такую особенность не самой целостной партитуры Массне можно было бы компенсировать смелой работой дирижера с драматургией, как когда-то не стеснялся делать основатель театра Евгений Колобов, либо эффектным сценическим решением. Нынешний музыкальный руководитель Валентин Урюпин избегает музыкального радикализма во имя «уважительного» отношения к первоисточнику: но тогда нужно было адекватно оценить силы и действовать, если можешь предложить публике нечто экстраординарное.
На «Крещенском фестивале» оперу исполнили в концертном варианте, где условная режиссура Алексея Вэйро заключалась в аккуратной диспозиции главных героев и хора на сцене – мудрое решение, ведь сегодня каждый норовит сделать «полуконцертное» исполнение, убивая оперный спектакль, предполагающий большой стиль, полуфабрикатными костюмами и декорациями, неловкими мизансценами.
Главное «но» в получившейся «Золушке» – чрезвычайно неровный вокальный состав. В то же время с оркестром Валентин Урюпин достиг впечатляющих результатов, фактически ему удалось вывести коллектив на несколько уровней вперед: мы слышали блестящую проработку тончайших нюансов изобретательной и выразительной оркестровки Массне. Певцы же и вообще эстетика современного вокала, по ощущениям, пока не являются для Урюпина сильной стороной.
Для исполнения партии Принца пригласили французскую певицу Антуанетту Деннефельд, в послужном списке которой наряду с единичными видными партиями целый ряд так называемых «моржовых». Конечно, за счет грамотного пения на французском и неплохо выстроенного по всему диапазону голоса она звучала выгоднее штатных солистов, но всего на йоту. Интересно, почему спектакль решили «укрепить» приглашенной силой именно на партию Принца, когда Валерия Бушуева в ключевой партии Феи хотя и «достает» высокие ноты, но не является колоратурой с изящно-легкой подвижностью голоса?
На фоне катастрофично «вибрирующего» вокала Александры Саульской-Шулятьевой в партии Мачехи и целого ряда певцов, поющих «глубоко», артикуляционно невнятно и с сипящими «усталыми» призвуками, выделялась исполнительница главной партии Елизавета Соина – ведущая солистка «Новой Оперы», ученица соратницы Евгения Колобова и выдающейся певицы Галины Писаренко. Как и всегда, основательная работа слышится в творческом результате слаженного и обладающего культурой звука хора.
Перечисленные вокальные проблемы, характерные сегодня для большинства солистов репертуарных театров, решаемы двумя стратегическими пунктами: во-первых, певцов нужно освободить от исполнения «разношерстного» и не своего репертуара, во-вторых – организовать стабильную работу с языковыми коучами и вокальными педагогами.
Безусловно, хочется верить и надеяться, что обновленная «Новая Опера» станет одним из столичных театральных флагманов, несмотря на то, что сейчас приходится о многом беспокоиться: вызывают вопросы новые несуразные афиши, значительно увеличенные цены на билеты и низкая заполняемость зала.
«Новая Опера» – концептуально дирижерский театр, поэтому для достижения настоящего успеха Валентину Урюпину все же придется охватить собственной харизмой весь спектр забот. Схема увлеченной работы над интересными симфоническими программами, теперь регулярно возникающими в афише, и только лишь вниманием к оркестру в оперном театре невозможна.