Причал воспоминаний События

Причал воспоминаний

В Центре Вознесенского представили камерную оперу Анны Поспеловой «Де-ба-рр-ка-де-рр»

Дебаркадер – французское слово, обозначающее плавучую пристань у берега или же платформу для приема груза. Именно на дебаркадер на Каме однажды уехали маленькая девочка, ее мама и бабушка – герои автобиографической пьесы молодого драматурга Элины Петровой. Ее текст, написанный белым стихом, сразу же оказался созвучен идеям выпускника ГИТИСа, режиссера Филиппа Виноградова и композитора Анны Поспеловой, уже сотрудничавших вместе.

В пьесе «Дебаркадер» как такового сюжета и последовательного рассказа нет, отчего действие воспринимать непросто: автор словно приглашает зрителя совершить путешествие по волнам памяти или же собрать мозаику из отдельных кусочков прошлого. Актриса Мария Белоненко перевоплощается во всех персонажей сразу, жонглируя репликами и масками, которые она сменяет одновременно с характерной «мужской» или «женской» интонацией. Постепенно бессознательный монолог женщины, пожалуй, все же чересчур эмоционально декламируемый, обращенный к своему невидимому (а в финале уже к реальному) ребенку, складывается в банальную историю о том, как она по молодости «нашла хахаля птицелова» на «танцах перед кинотеатром “Октябрь”», «влюбилась», а дальше осталась одна. В финале действия внезапное появление ее возлюбленного среди зрителей скорее воспринимается как одна из фантазий одинокой женщины, находящейся в ­каком-то своем статичном безвременье.

Краткие, словно мысли вслух, реплики Марии Белоненко накладываются на голоса вокального ансамбля «Практика», дублирующие тот же текст. Этот сложный вербально-­музыкальный подвижной контрапункт Анна Поспелова выстраивает с чрезвычайной изобретательностью, подчеркивая многочисленные аллитерации в тексте («деба», «деда», «солнце садится совсем»), оперируя приемами и вокальными техниками музыки второй половины XX века. Слух опознает и пение на вдохе, и речитацию, и артикуляцию фонемами, и звукоподражание (например, шелесту волн в моменте упоминания прогулки по дюнам), и многие другие вокальные «вкусности», с которыми композитор, как никто другой, сегодня умеет работать. Весь одетый в белое ансамбль «Практика», напоминающий хор из античной трагедии, не просто звуковое сопровождение – они взаимодействуют с актрисой на протяжении всего спектакля, комментируют ее слова, задают вопросы, сопереживают. Говорить о качестве исполнения этой довольно сложной партитуры долго не придется – этот ансамбль под руководством Ольги Власовой существует всего несколько лет, но уже успел себя зарекомендовать в качестве первоклассных исполнителей современной академической музыки.

Сценическое пространство, созданное художником Анной Гребенниковой, ослепляет нас своей белизной, нарочито уводя от конкретики к полной абстракции происходящего. Впрочем, о том, что героиня рассказывает свою историю в 2021 году, намекают как ее «офисный» красный костюм, так и мультимедиа-­проекция, появляющаяся на одежде исполнителей или же на партитурах в руках участниц ансамбля (видеохудожник – Петр Вознесенский). Вообще, мультимедиа и свет становятся в спектакле чуть ли не главным иллюстратором этой осколочной истории, усиливая эффект погружения. Особенно в заключительной сцене, где на фоне багряного заката к маме прибегает ее дочь и вместе они смотрят, как «уплывает» в иной мир их умершая бабушка. Так прошлое, настоящее и будущее сливаются в одно целое, словно говоря о том, что люди и события будут вечны, покуда память о них будет вечна.