Две норвежские суперзвезды – пианист Лейф Ове Андснес и сопрано Лизе Давидсен – записали альбом, полностью посвященный камерно-вокальной музыке норвежского романтика . Сложно представить, кто еще смог бы решиться сегодня на такой проект, особенно после версии Анне Софи фон Оттер с Бенгтом Форсбергом, отмеченной премией «Граммофон» и до сих пор, спустя почти тридцать лет, считающейся эталонным исполнением. Однако лейбл Decca, которому Давидсен хранит свою верность и на котором выпускает уже третий сольный альбом, конечно, этот факт не смутил, а даже, наоборот, подстегнул записать диск с избранной вокальной лирикой Грига – и это после того, как певица окончательно зарекомендовала себя в «тяжелом» репертуаре. Однако тем интереснее послушать Давидсен именно в интимном жанре – и если взять во внимание ту честность и трудолюбие, с которыми она принимается за любое дело, а также родной для нее национальный материал (не секрет, что эту музыку в Норвегии знает каждый), то любые интригующие вводные ожидаемо обращаются в удовольствие и восторг.
Давидсен тут можно охарактеризовать одним словом: невероятная. Свежесть ее голоса несет с собой северную простоту и величие скандинавских ландшафтов, ее крепкий благородный тембр разлетается серебристой россыпью в чарующих нежных пианиссимо, а техника потрясает своим филигранным совершенством. Ее голос раскрывается заново – во многом благодаря пению на родном языке – в единстве свободного движения и точности выделки каждой фразы, из которых выстраивается эта 80-минутная подборка, где Давидсен так щедро делится, пожалуй, самыми чистыми и откровенными интонациями своих творческих переживаний. Невозможно недооценить и роль Андснеса: его игра настолько изысканна и скрупулезна, что смело позволяет ему преодолеть любые провокации, встречающиеся в фортепианной партии. С предельной осторожностью он озвучивает каждую ноту, сдерживает – порой даже слишком – экзальтированный пафос повествования. Этой же стратегией пользуется Давидсен – эмоциональность ее пения всегда затушевана и проявляется в полной мере лишь в необходимый момент, оправданный логикой музыкальной мысли.
Этот подход они демонстрируют в открывающем альбом цикле Haugtussa («Дитя гор»). Изначальные фразы в Møte («Свидание»), наполненные целомудренной простотой, красочно раскрываются в момент встречи героини с прекрасным юношей – так же трогательно скользит ее голос в Det syng («Обольщение») и проникновенно разгораются в ней огни страсти в Elsk («Любовь») и затухают в водных потоках в Ved gjætle-bekken («У ручья»). Столь многообещающее начало альбома оправдывается благодаря великолепному исполнению поздних Пяти песен, ор. 69, и Шести песен, ор. 48, а также прекрасно собранного коллажа из песен других циклов. Среди них особенно хочется выделить En Svane («Лебедь»), где сосредоточенность исполнения встречается с неподвижной гладью голоса певицы, захватывающую своим широким и вихревым движением Poesien («Поэзия»), трогательную сцену Til min Dreng («Моему сыночку»), в которой прозаическое соединяется с поэтическим, и конечно, Jeg elsker dig («Люблю тебя»), где голос Давидсен парит в экстазе романтического чувства. Да, в этом альбоме слишком много любви, но разве можно за это упрекать музыкантов?