Ivo Sillamaa Jaak Sooäär Bach AVA Muusika CD
Релизы

Ivo Sillamaa Jaak Sooäär Bach AVA Muusika CD

Альбом свежий, записан в декабре 2017-го. Его с балтийских берегов привез гитарист Яак Соояар, профессор Эстонской Академии музыки и театра, а также организатор и вице-президент эстонской джазовой федерации, музыкант редкого кругозора. Недавно мы рецензировали Баха, сыгранного джазовой звездой нового поколения Алексеем Кругловым (британский журнал «Wise» назвал Круглова несколько лет назад «будущим джаза»), и диск «Bach» дал неожиданное развитие этой темы. Круглов, давнишний партнер Соояара, стал коллаборатором Яака на российских концертах. В Москве они играли и Баха, и фри-джаз, выступали в клубах и в Соборе Петра и Павла.
«Bach» записан дуэтом Иво Силламаа/Яак Соояар. Силламаа – на клавесине, а Соояар – на гитаре уже играли у нас с оркестром Андреса Мустонена, которого знают по ансамблю старинной музыки Hortus Musicus. В этот раз у музыкантов не аутентичные инструменты. У Яака – элект­рогитара, настраивающая слух на медитацию; Иво играет на фортепиано, которое звонкой беглостью тянется к звуку клавесина.
Обработки сонат перемежаются интерпретациями вокальных произведений. Соната для скрипки c-moll BWV 1017 звучит, словно музыка старого кино, несет отстраненное, но явное тепло, а финальное Allegro по-барочному бодрит. Хоральная прелюдия «Wachet auf, ruft uns die Stimme» BWV 645 дарит созерцание и спокойствие. Соната для флейты C-dur BWV 1033 выражает чинную динамичность прошлых веков. Затем идет утонченная ария «Bist du bei mir» BWV 508. Поэтому активное начало финальной Сонаты для органа Es-dur BWV 525 воспринимается, как удачно найденный контраст.
Предложенный эксперимент получается скорее эмоциональным, чем эстетическим. Все же звук электрогитары ассоциируется с чем-то эстрадным, тут же настроение серьезное и романтичное. Как играть барокко – музыку, которая становится к нам все ближе? Вкладывал ли Бах в творчество услышанные сейчас настроения, удалось ли музыкантам показать то, что имел в виду композитор? Было бы излишне смелым говорить, что Баху обязательно понравились бы интерпретации с этого альбома: кто угадает его гипотетическое отношение к электрическому звуку? Но и цель альбома – не препарировать, не искать какой-то новый путь к великой музыке. Это строгая и спокойная, вполне в национальных традициях, мастерская передача вечного – для нашего времени.