Художественный руководитель оркестра и главный дирижер Алексей Моргунов (АМ) рассказал Евгении Кривицкой (ЕК), какие задачи приходится сейчас решать.
ЕК Расскажите об оркестровых традициях в Тамбове.
АМ Симфоническое исполнительство в городе уходит корнями в начало XX века. Прекрасный музыкант Соломон Стариков, учившийся в Московской консерватории в классе Александра Зилоти вместе с Сергеем Рахманиновым, преобразовал в 1900 году классы Императорского Русского Музыкального Общества в музыкальное училище, в стенах которого создал симфонический оркестр из студентов и преподавателей. Оркестр не только давал концерты, но даже ставил оперные спектакли. В середине XX века в том же училище Сергеем Глаголевым был создан народный оперный театр, в котором ставились классические оперы. В 1997 году мэр Тамбова Валерий Коваль и директор музыкального училища Александр Базиков создали профессиональный симфонический оркестр, через несколько лет его объединили с филармонией.
Периоды творческих успехов оркестра в то время связаны с именами Дмитрия Васильева и Михаила Леонтьева. Однако, к началу двадцатых годов XXI века коллектив перестал занимать должное место в культурной жизни Тамбова. Думаю, это и послужило основанием для решения главы региона Александра Никитина весной 2021 года вывести коллектив из состава филармонии и на его базе создать новый Оркестр имени С. В. Рахманинова.
ЕК А что вас привело в Тамбов?
АМ В 2003 году я приехал из Магнитогорска учиться к лучшему гнесинскому профессору Андрею Горбачеву, который до сих пор преподает в Тамбовском музыкально-педагогическом институте. После завершения образования остался в Тамбове, который стал для меня второй родиной.
ЕК Как вы видите свою миссию в отношении судьбы оркестра?
АМ Миссия – обязывающее понятие. Но именно так наша команда и я расцениваем свою деятельность. Мы считаем, что музыки в жизни должно быть как можно больше!
Есть конкретные цели. Во-первых, продвижение бренда имени Рахманинова, потенциал которого не до конца используется для развития экономики и культуры региона. Во всем мире знают Зальцбург и Байройт в привязке к именам Моцарта и Вагнера. А знают ли в мире Тамбов, на земле которого Рахманинов написал восемьдесят процентов своей музыки?!
Во-вторых, сохранение и дальнейшее развитие традиций российской музыкальной культуры как в области профессиональной музыки, так и в области музыкального просветительства. Мы не боимся пафоса этих слов, потому что уверены, что не только в Москве и Санкт-Петербурге должны возникать и развиваться симфонические оркестры высокого уровня.
Для достижения этих целей мы решаем ряд задач. Первые месяцы были посвящены формированию коллектива и укреплению материальной базы. Серьезные закупки в Тамбовском симфоническом оркестре были сделаны более десяти лет назад. За полгода с момента создания нового оркестра мы с помощью учредителя серьезно обновили инструменты, приобретая их у ведущих производителей. В 2022–2023 годах продолжим эту программу.
Материальная база – лишь средство. Миссия симфонического оркестра – качественное музыкальное просветительство. И здесь в первую очередь уделяем внимание репертуару, его разнообразию. Гордимся премьерой, которую осуществили в декабре 2021 года, исполнив музыку для чтеца с оркестром «Сны Каштанки» Михаила Броннера. В роли рассказчика выступил сам композитор.
ЕК А где ваш оркестр репетирует и выступает?
АМ Оркестру предоставили концертный зал на 550 мест крупнейшего предприятия Тамбовской области АО «Пигмент», где мы и репетируем, и выступаем. В настоящее время это самая лучшая акустическая площадка в городе для исполнения классической музыки. И хотя слушатели еще не привыкли к новому концертному залу, аншлаги уже есть!
ЕК А почему здание филармонии так долго ремонтируется?
АМ Не могу судить, но надеюсь, что новому руководству региона удастся победить долгострой.
ЕК К юбилею Сергея Васильевича Рахманинова успеют?
АМ Руководитель региона Максим Борисович Егоров сказал недавно на встрече с деятелями культуры, что делает все возможное в этом направлении.
ЕК Итак, прежний оркестр закрыт. Новый запущен с 13 июля 2021 года. Как проходил процесс передачи полномочий?
АМ Речь не идет о передаче полномочий. Несмотря на то, что в Оркестр имени С. В. Рахманинова перешли музыканты из Тамбовского симфонического (всех, кто изъявил желание, мы взяли «переводом»), создан новый коллектив, и его деятельность будет базироваться на принципиально новом видении творческих и организационных задач. Нам утвердили штатное расписание на восемьдесят музыкантов, что в недалеком будущем позволит оркестру исполнять обширный симфонический репертуар. Полностью укомплектовать оркестр музыкантами мы планируем в 2023 году.
ЕК Вы бросили клич по России?
АМ Да, конечно, но не все так просто. Привлечь хороших музыкантов, не имея конкурентных зарплат, невозможно. Понимая это, учредитель готов выделять дополнительное финансирование на оплату жилья иногородним, на более высокие зарплаты для высококлассных музыкантов.
В мировой практике наиболее стабильные оркестры – те, которые получают финансирование из трех источников: бюджет, собственные доходы (продажа билетов) и благотворительная поддержка. Бюджет выполняет свои обязательства. С продажей билетов все понятно, и здесь нам очень помогает Пушкинская карта. Для появления третьего источника мы системно работаем с общественностью, с бизнесом и стоим на пороге создания Совета Попечителей и Фонда поддержки оркестра. Очень важно, что наши усилия в этом направлении нашли понимание главы региона, который согласился возглавить Совет Попечителей. Не менее важно, что нас услышали влиятельные представители бизнес-сообщества, от которых зависит экономическая стабильность региона, такие как руководитель Тамбовской ассоциации промышленников и предпринимателей Андрей Николаевич Утробин – он воодушевил своих партнеров. Очень ценную поддержку мы получили от выдающихся деятелей культуры Владимира Федосеева и Николая Луганского – они уже дали свое согласие стать попечителями оркестра.
ЕК А в чем ваши сильные стороны? Вы же по профессии не симфонический дирижер?
АМ Спасибо за этот вопрос, потому что ответ на него даст мне возможность очень откровенно высказаться на тему, которая так или иначе вызывает споры, а именно: имеет ли право народник руководить симфоническим оркестром? (Улыбается.)
По диплому я дирижер народного оркестра. Но фактически мое становление как дирижера проходило в Оперной студии Российской академии музыки имени Гнесиных. Потому что, когда я приехал учиться в Тамбов, мой преподаватель по дирижированию Алексей Артемьев, будучи выпускником РАМ, был охвачен идеей ставить в городе оперные спектакли. И делал это в коллаборации со своей альма-матер. Гнесинской оперной студией в то время руководил легендарный Юрий Сперанский. Мы переносили на площадки Тамбовской области постановки, которые шли в Оперной студии Гнесинки, привозили столичных солистов на главные партии, кого-то привлекали из местных. Приглашали студенческий хор аграрного университета и даже народный хор музыкального института, потому что «Болят мои скоры ноженьки» из «Евгения Онегина» здорово звучит именно в фольклорной интерпретации. Большинством спектаклей в Тамбове и области дирижировал я: «Севильский цирюльник», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Богема», «Дон Паскуале», «Свадьба Фигаро», «Травиата». Именно в Гнесинке от Сперанского я получил и свой первый дирижерский гонорар. Думаю, он его из собственной зарплаты мне выдал. Сперанский тогда много своих сил вложил в тамбовскую оперу. И кстати, оперное дирижирование мне сильно помогло на Всероссийском музыкальном конкурсе в 2013 году.
ЕК Вы его выиграли…
АМ Да, я его выиграл как дирижер оркестра народных инструментов. Выручила оперная практика, которая дает навык оперативного управления. Во втором туре я выбрал «Утес» Рахманинова, но приглашенные в Оркестр имени Н. П. Осипова духовики из сценического оркестра Большого театра этот репертуар не знали. Показываешь вступление первому валторнисту, а вступают двое, и остановиться уже нельзя. Как-то вышел из положения, на пальцах показывал, где кому вступать, и это дало мне шанс пройти в финал.
ЕК А вам победа на Всероссийском конкурсе что-то дала для продвижения карьеры?
АМ Победитель получает две гастрольные поездки, но меня стали приглашать оркестры и не только народные. С Оркестром имени Н. П. Осипова я выступал многократно, на фестивале «Московская осень» дирижировал премьеры современных композиторов, а в 2018 году Владимир Андропов доверил мне закрывать с ними сезон в Концертном зале Чайковского. Забавно, что только Тамбовский оркестр народных инструментов меня ни разу не пригласил. Благодаря победе во Всероссийском конкурсе, я уже пять лет руковожу Липецким государственным оркестром русских народных инструментов, с которым мы сыграли несколько серьезных премьер, записали диск с музыкой Прокофьева и Рахманинова, в феврале 2022 года сыграем в РАМ, в марте должны выступить в «Зарядье», а в апреле –в Белорусской государственной филармонии.
ЕК Как жаль, что этот сегмент нашей концертной жизни как-то оказывается вне поля зрения журналистов и критиков.
АМ Это правда. И это возвращает меня к теме, имеет ли право народник по образованию руководить симфоническим оркестром. Понимаете, в наше время информационной наполненности, когда кросс-культурные, кросс-жанровые проекты стали нормой, когда пианист Борис Березовский проводит свой фольклорный фестиваль и говорит о неисчерпаемости народной мелодики, когда Денис Мацуев во все свои фестивальные программы включает народников, заявляя со сцены о недооцененности наших инструментов, меня удивляет снобизм некоторых академических музыкантов, которые все еще находятся в плену представлений полувековой давности, основанных на образе Шарикова из «Собачьего сердца». Для народников пишут ведущие современные композиторы С. Губайдулина, А. Чайковский, М. Броннер, Е. Подгайц и многие другие, с народниками играют В. Гергиев, Д. Мацуев, Ю. Башмет, В. Спиваков, Б. Березовский, М. Плетнёв, А. Сладковский и Б. Андрианов.
Современные народники прекрасно знают классическую музыку. У нас растет поколение виртуозов-народников, не ограниченных старым репертуаром. Что далеко ходить, моя ученица балалаечница Настя Тюрина, победительница телевизионного конкурса «Синяя птица», регулярно участвует в проектах Дениса Мацуева и Владимира Спивакова. Десятилетний ребенок сыграл сорок концертов в сезоне, половину из них с симфоническими оркестрами. В ее репертуаре уже не «Валенки» и «Калинка», а «Венецианский карнавал» Паганини и «Хоровод гномов» Баццини.
Я сам, когда учился в институте, играл на балалайке Скрипичный концерт Берга. В классе дирижирования Алексея Артемьева, вместе с которым теперь работаем в Оркестре имени С. В. Рахманинова, мы никогда не изучали народные партитуры, а дирижировали симфонии Бетховена, Шуберта, Франка, Чайковского, «Симфонические танцы» Рахманинова, «Весну священную» Стравинского.
Хочется обратиться к коллегам. Друзья! Мы – музыканты! До назначения на пост художественного руководителя симфонического оркестра у меня уже сложилась успешная карьера дирижера народного оркестра и преподавателя, которая составляет значимую часть моей жизни. И я уверен, что для настоящего музыканта нет и не может быть привязки к специализации. Есть понимание по отношению к коллегам: мы одной крови! Мы любим музыку и постоянно работаем, раздвигая свои музыкантские возможности, пополняя свои знания, получая бесценный опыт, в том числе в плодотворном сотрудничестве с коллегами. Нам нечего делить! Музыки хватит на всех! И пусть будет больше хороших симфонических оркестров! Поэтому и в нашем оркестре мы нацелены на то, чтобы стать очень хорошим оркестром, брендом Тамбовской области.
ЕК Кстати, а в «Ивановке» планируете давать концерты?
АМ Это одна из наших целей. У нас хорошие отношения с легендарным Александром Ивановичем Ермаковым. К тому же первые гастроли оркестра уже намечены: в феврале мы едем в Саранск с партитой «Семь слов» Губайдулиной и «Кармен-сюитой» Бизе – Щедрина. Все это воодушевляет и музыкантов оркестра, и меня как главного дирижера и художественного руководителя!