Первый диск для лейбла «Мелодия» пианистки Ольги Андрющенко ориентирован на современные вкусы. Это ясно из обложки альбома и его трек-листа, который состоит из фортепианных произведений русского авангарда 50–90-х годов прошлого столетия. Формально это не такие уж и давние времена, их содержание и смысл пока еще не скрыты временем.
Андрющенко концептуально работает в этом направлении, что, как ни странно, редкость. Записей с подобным трек-листом в советское время было больше (ведь эта музыка тогда и создавалась), но они воспринимались, как чудо. Еще бы – запретный, запрещенный плод! В реальности, в 80-е что-то было уже издано и вполне достижимо. Сейчас же этого позиционирования, ауры преодоления барьера нет. Альбомы с музыкой наших великих композиторов стоят в ряду творцов других эпох, и их можно слушать без инстинктивного желания оглянуться.
Объединяет диск одно из «любимых» занятий музыкантов – неоклассицизм, «игра в классики». Гении вспоминают, как работали их далекие предшественники, и называют свои произведения соответственно. Андрющенко выбрала для альбома пьесы, некоторые из которых отмечают поиск будущими мастерами своего уникального стиля и лица. У Софии Губайдулиной это «Чакона», написанная еще в 1962-м, у Арво Пярта – «Партита» (1958). И наоборот, Альфред Шнитке (Соната № 3, 1992) и Эдисон Денисов (Три прелюдии, 1994) представлены произведениями времен, когда все стало можно, массовый интерес, соответственно, падал, а жизнь этих великих музыкантов стала угасать. Из этого же периода Соната № 6 (1988) Галины Уствольской – произведение неласковое и упорное. Уствольская, которая всю жизнь отдала творчеству и Ленинграду, категорически отказывалась эмигрировать, но была известна именно за рубежом, что, возможно, близко для Андрющенко, которая живет в Германии. «Среднее» положение у Сонаты № 1 (1972) Валентина Сильвестрова и еще одной вещи Пярта «Für Alina» (1976), в которой романтические и эмоциональные ассоциации названия с бетховенской «К Элизе» лежат на поверхности.
Общее ощущение от игры Андрющенко – спокойствие и организованность. Альбом получился и задумчивым, и напряженным, но напряжение у него – внутреннее. Это не революция, а духовный труд и трагичность, жизнь и судьба. Диск – дайджест формирования музыки звезд отечественного академического авангарда, фрагменты неисчерпаемой темы, которая легко и естественно может быть продолжена, и которая всегда будет интересной и тревожной.