Напомним, что 21 января 2022 года руководство Санкт-Петербургской филармонии объявило музыкантам Заслуженного коллектива России, что теперь пост главного дирижера переходит к Николаю Алексееву, а Юрий Темирканов, уступая бразды правления, остается художественным руководителем ЗКР и всей филармонии.
Петербургские критики активно высказываются по поводу назначения на пост, и статьи их похожи больше на некрологи по ушедшей великой эпохе Юрия Темирканова, чем на конструктивное обсуждение персоны нового лидера. На страницах «Независимой газеты» Вера Степановская, вспоминая коллегиальные выборы оркестром Юрия Темирканова, замечает: «Известно, что Юрий Темирканов по разным причинам не встает за пульт заслуженного коллектива уже два года, и, наверное, есть логика в том, что Николай Алексеев, который проводит все главные концерты – открытие сезона, открытие и закрытие фестиваля “Площадь искусств” и пр., – фактически выполняющий функции главного дирижера, был им и назначен официально, он достойный музыкант и дирижер. Но почему так неуважительно к легендарному коллективу и его публике, да еще и в юбилейный сезон…» А Владимир Дудин в «Санкт-Петербургских ведомостях» туманно намекает: «Новость о назначении Николая Алексеева главным дирижером ЗКР прозвучала приговором…» И далее приводит пример: «На одной из пресс-конференций к открытию очередного филармонического сезона на вопрос известного музыкального критика о том, не собираются ли здесь вдруг познакомить петербургского слушателя с Десятой симфонией Бетховена (реконструкция которой была представлена в Европе в октябре прошлого года), Николай Алексеев ответил: “Да кому это может быть интересно?”. Легкий шок от такого безразличия не заставил себя ждать в рядах немногочисленных культурных журналистов, которые так надеялись, что где-где, а уж в Филармонии‑то это должно быть как минимум хотя бы просто интересно…»
Московские коллеги хранят молчание, и это понятно: в столице творческие достижения героя дня известны лишь из устных рассказов. Из ярких впечатлений можно назвать московскую премьеру «Песен Гурре» Шёнберга, которую Николай Алексеев осуществил на Новой сцене Большого театра в 2003 году. И справедливости ради надо констатировать: это знаковое событие в рецензиях тех лет оценивалось весьма положительно.
Поэтому мы обратились к петербургским музыкантам с просьбой прояснить ситуацию и прокомментировать неясные намеки о художественной несостоятельности фигуры нового главного дирижера ЗКР. Бывшие коллеги по Санкт-Петербургской консерватории, откуда народный артист Алексеев ушел из-за какого-то ерундового повода, отмечают его неуживчивый, мнительный характер и сухую, не очень приятную манеру общения. Таков, по их словам, и его стиль дирижирования: все формально, чисто, аккуратно, но без искры. Вероятно, за эти качества Ю.Х.Темирканов и держал его рядом – как надежного «номера два», который не обладает качествами «номера первого».
Есть ожидания, что в ЗКР может прийти Теодор Курентзис: как говорят, многие оркестранты филармонического оркестра параллельно участвуют и в концертах musicAeterna. На сегодняшний день он многим в профессиональном сообществе кажется наиболее яркой, интересной, пусть и в чем-то провокативной фигурой. А за Николаем Алексеевым в сознании большинства никаких геройских поступков в искусстве не значится…
А что думают современные петербургские композиторы? По мнению директора Петербургского филиала Союза композиторов России, композитора Антона Танонова, «этот заслуженный, уважаемый дирижер для нынешнего поколения композиторов ничего не делает. Да, в свое время, лет 10-15 назад, он дирижировал премьерами Второй и Пятой “Данте-симфоний” Бориса Тищенко, Тринадцатой симфонией Сергея Слонимского, сочинениями Григория Корчмара, петербургской премьерой Concerto cantabile Щедрина. Есть в то же время много кандидатур молодых талантливых дирижеров, которые могли бы привнести в репертуарную политику Санкт-Петербургской филармонии что-то новое, обратиться к творчеству молодых авторов. Создается впечатление стагнации: много говорится об уважении к истории, о сохранении великих традиций, но нет взгляда в будущее, вперед».
Есть ли какая-то внятная программа развития оркестра Санкт-Петербургской филармонии у его вновь назначенного лидера? Именно этот вопрос сейчас задает себе музыкальная общественность. Хотя, возможно,Николай Алексеев, как почтальон Печкин в культовом советском мультфильме, нам сейчас скажет: «Ведь раньше у меня не было велосипеда, то бишь оркестра. А теперь есть все полномочия, чтобы резко повернуть руль и начать энергичнее крутить педали, чтобы не отстать от нынешнего дня». Ждем развития событий и готовы опубликовать комментарии руководства Санкт-Петербургской филармонии и лично маэстро главного дирижера.