Народная культура сейчас существует в двух противоположных плоскостях: этнографическая сфера, где десятилетиями воспроизводятся обряды и традиции давно ушедших эпох, и современное направление, пытающееся вписать эти самые традиции в актуальные тенденции искусства. Это как в кулинарии: некоторые готовы есть только то, к чему их приучили в детстве, другие смело экспериментируют, создавая новые блюда. Именно так действует Белгородский академический русский оркестр, играя на национальных «народных» инструментах – домрах, балалайках, баянах – музыку, сочиненную современными композиторами, чье творчество востребовано в самых высоких сферах.
Достаточно назвать имя Ефрема Подгайца, чье сочинение «Рандеву» открыло концерт «Премьеры». Композитор, которому заказывал музыку Мстислав Ростропович, чьи оперы и балеты идут по всей стране, признался: «Сейчас я практически все свои инструментальные произведения пишу в двух версиях – для симфонического и для народного оркестра, так как ко мне постоянно обращаются представители и тех, и других».
Процесс это не механический, надо знать «секретики», как добиться, к примеру, эффекта звучания духового тутти в таком составе. И это уже тема для нашего вузовского образования: в свете активных реформ в программах обучения молодых композиторов не стоит ли ввести и семестр аранжировки для народного оркестра?
Как рассказал художественный руководитель Белгородской филармонии и русского оркестра, дирижер Евгений Алешников, программа сложилась в диалоге с молодой, но уже очень популярной домристкой Екатериной Мочаловой. Востребованность ее абсолютно понятна, ведь игра артистки отличается виртуозностью, высокой стабильностью, волевым импульсом, а ее тяга ко всему новому, к непроторенным путям притягивает единомышленников. Так, собственно, и получилось в Белгороде: мировой премьере Е.Подгайца, написанной для необычного состава – солирующих домры, виолончели и народного оркестра с партией синтезатора, составил пару также впервые прозвучавший цикл «Вечная любовь» («Три романтических послания») Михаила Броннера для аналогичного состава. В дуэте с Екатериной Мочаловой выступил харизматичный виолончелист, руководитель многих известных фестивалей Борис Андрианов. Участие таких серьезных артистов обеспечило и высокое качество исполнения, и вывело сам концерт на нерядовой уровень.
Программа выстроилась от серьезных, академических партитур – к более легким, даже эстрадным опусам. Хотя нельзя сказать, что между ними был резкий водораздел. Например, в первой части «Рандеву» контраст насыщенным диссонансами монологам и каденциям солистов составила тема, вызывающая аллюзию на страстное танго. А в партитуре М.Броннера запомнились романтические по складу мелодии, способные конкурировать со знаменитыми саундтреками французских кинофильмов.
А вот произведение Алексея Суханова «Линия жизни», музыкальную картину на тему Владимира Зубицкого Ostinato, «открыл» сам Евгений Алешников, о чем поведал со сцены публике. Будучи председателем жюри Областного конкурса оркестров и ансамблей народных инструментов «Светит месяц», он услышал музыку талантливого автора из поселка Пятницкое Белгородской области. И предложил ему сделать из камерной версии партитуру для большого народного оркестра. Получилась яркая концертная пьеса, драйв которой создала ударная установка, «подстегивавшая» домры и баяны.
Белгородчина богата талантами: это подтвердил выход баяниста Александра Сахарчука, сыгравшего с оркестром премьеру первой части «Маленького триптиха» петербургского композитора Артема Нижника. Не обошлось тут без влияния Пьяццоллы, но в целом получилась бодрая, забористая вещица.
Как показал концерт, оркестр и дирижер чувствуют себя столь же естественно в эстрадной стилистке, как и в академической. У этих музыкантов прекрасно звучит и русская классика XIX века, а в то же время Белгородский русский оркестр принимал участие и в рок-фестивале «Нашествие», так что такой творческой амплитуде стоит только аплодировать.
Драматургия вечера была выстроена нелинейно: кроме антологии разных жанров для русского народного оркестра, программа стала фактически бенефисом Екатерины Мочаловой, сменившей домру на мандолину (в «Кельтской сюите» Ольги Егоровой), а потом и вовсе презентовавшей электродомру. Гламурно выглядевший красно-черный инструмент, сделанный по заказу солистки, удачно вписался в кроссоверную аранжировку «Полета шмеля» Римского-Корсакова.
А завершилось все почти джазовым сейшеном, что не удивительно, ведь финальным произведением стала Fiesta контрабасиста и джазмена Андрея Иванова. Сам автор в этот раз не принимал участия в исполнении, но за низкие струнные прекрасно справился Борис Андрианов, отпускавший комментарии в публику во время своего соло под шуточные хлопки оркестра. «Танец с саблями» Хачатуряна, соединенный с «Подмосковными вечерами», воодушевил публику на стоячие овации, а весь концерт утверждал оптимистический взгляд на жизнь, несмотря на отдельные лирическо-элегические или напряженно-драматические нотки. «Вокруг нас столько красоты, веселья, праздника – почему мы должны себя чувствовать постоянно расстроенными, рефлексирующими? Пандемия так всех утомила, почему мы должны сидеть в ужасе, не высовываясь, как тот премудрый пескарь Салтыкова-Щедрина?» – говорит дирижер.
Возможно, посетителям фестивалей «Другое пространство» или «Биомеханика» эта программа может показаться недостаточно авангардной, однако у Евгения Алешникова есть четкая позиция в этом вопросе. «Я много переиграл экспериментальной музыки как гитарист, давал сочинения с различными нестандартными приемами своим студентам. Как говорил мой профессор по дирижированию, заслуженный артист России Гаррий Оганезов, есть музыка, которая дает энергетику и исполнителям, и слушателям, а есть, наоборот, “отнимающая” силы и эмоции. Считаю, что во многих авангардных опусах этот негативный момент присутствует. Не то чтобы я отрицаю эту линию современной музыки: умом я ее прекрасно воспринимаю, но душе она зачастую ничего не дает».