Мультимедиа is now События

Мультимедиа is now

В Москве открылся фестиваль композиторов Николая Попова и Александра Хубеева «Биомеханика»

В России сочинения с медиа – видео, электроникой, светом – как электромобиль: очень интересно, но в наших условиях почти невероятно. В Москве такой музыкой занимается узкий круг композиторов и исполнителей. Сложнее выглядит ситуация в других городах: либо площадки, как у Жванецкого, «оборудованы последними словами», либо не хватает специалистов, умеющих работать с современными программами и оборудованием. Тем не менее разворот в сторону мультимедиа постепенно происходит.

В Центре электроакустической музыки (CEAMMC) при консерватории появился мультимедиафестиваль «Биомеханика». Он вырос из одноименных концертов композиторов Николая Попова и Александра Хубеева. Из-за очередной ковидной волны фестиваль находился на грани закрытия, программа сильно поменялась, и в итоге получился дайджест мультимедиасочинений последних сезонов. Это, в общем-то, неплохо, ведь разные концерты в Москве часто накладывались по датам, и публика не везде успевала попадать.

«Биомеханика» открывалась премьерой сочинения Алексея Сысоева «Агон. Избранные тексты» для реле, электроники и видео. В нем композитор переосмыслял свое четырехчасовое произведение 2016 года, в новом варианте получилась очень хрупкая пьеса с безупречным монтажом спонтанных элементов: звуков механизмов, голосов и инструментов, видео и текстов. Квартет Vacuum исполнил dead wasps in the jam-jar (iii) Клары Ианнотты – одного из самых востребованных композиторов в Европе. В сочинении электроника и инструменты мимикрируют друг под друга, Ианнотта писала, что стремилась здесь отобразить глубоководную среду. В акустике Рахманиновского зала не все прозвучало отчетливо и часть эффектов потерялась, но атмосфера этой призрачной музыки была передана очень точно.

В концерте исполнялись сочинения создателей фестиваля: новая версия мистического произведения «Искаженные отражения» Александра Хубеева для midi-клавиатуры (Мария Садурдинова) с электроникой и психоделическая пьеса Николая Попова «Квадратура круга» для электрогитары (Алексей Потапов), струнного квартета и электроники. Украсила программу «ISM» для бас-кларнета и электроники Николая Хруста в исполнении Игната Красикова. Пьеса хоть и не новая, но завораживающая медленными перемещениями и наслоениями звуков в пространстве. Завершало концерт произведение Дмитрия Ремезова «procession of singing electrons», построенное на взаимодействии звуков (ансамбля и электроники) с движениями и жестами танцовщиков, показывавшихся на видео.

В первый вечер были представлены и работы участников совместной лаборатории CEAMMC, Музея Москвы и театра «Практика». В ней молодые композиторы и художники создавали небольшие произведения о Москве. Наиболее радикальным оказался перформанс «Панельки» композитора Егора Савельянова и художника Антона Левдикова: двое исполнителей, Алена Таран и Григорий Крылов, были помещены в конструкции из фольги и пластика, напоминавшие кабины лифтов (подготовка к номеру выглядела как начало фокуса на выживание в замкнутом пространстве), остальные – Наталья Соколовская и Аркадий Пикунов – стояли рядом и держали металлические трубы, палки и тарелки. Звуковая часть произведения получилась очень оригинальной, в ней воплощался образ дискомфортной и давящей городской среды, но сценически не все выглядело убедительным, наверное, из-за того, что музыкантам поставили слишком много задач. «Новая песня о Москве» – перформанс композитора Кирилла Архипова и видеохудожника Екатерины Калашниковой – выглядел как произведение поп-арта, в котором смешались хроника города, цитаты из музыки Леонида Десятникова и советских песен.

Моника Хаба

Сочинение Moscow’s deep bunker было похоже на постапокалиптическую экскурсию по бункеру. Здесь завораживала детализированная работа видеохудожника Артема Григорова, музыка Дмитрия Ремезова ощущалась немного монотонной, в ней хотелось большего развития. Наиболее удачным по взаимоотношению визуального и аудиального, форме и концепции получилось произведение «Ждите» композитора Романа Пархоменко и видеохудожника Александры Голиковой.  Финальное сочинение, Moscow Music, было связано с темой материализации идей: человек из виртуального мира – видео Александра Плахина – попадал в реальный. По музыкальному языку произведение выросло из импровизаций исполнителя и композитора Аркадия Пикунова и строилось как постепенная кульминация, ведущая к оглушительному звуковому взрыву в конце.

Во втором вечере «Биомеханики» исполнялись произведения для клавишных и медиа. В первом отделении пианист Андрей Коробейников перепробовал все виды инструментов: от игрушечного пианино в мрачноватом сочинении Цессеса Сеглиаса torsuono до дисклавира в пьесах Станислава Маковского. В Steady Shot Йоханнеса Крайдлера нужно было играть и параллельно снимать на фотокамеру, а в Disconnect Алексея Наджарова – стать перформерами: в конце исполнители – Коробейников и гитарист Алексей Потапов – потерянно ходили по сцене, а затем демонстративно удалились. В «Лесе Венских сказок» Хубеева клавесин с темами Штрауса безбожно (но намеренно) заглушался электроникой. «Лебедь сдох» Антона Светличного, в отличие от несколько юмористического исполнения автором на недавнем фестивале «Пять вечеров», здесь звучал трагически, как знаменитая тема из балета Чайковского.

Во втором отделении пианист Дмитрий Баталов исполнял новое сочинение Владимира Горлинского «isn’t sonic». В нем использованы простые средства: типичные пианистические фигуры (арпеджио, аккорды, пассажи, тянущиеся ноты) и игра с резонансом в партии карманной электроники. Isn’t sonic – сочинение, устроенное как подстрочник, в нем важны не сами звуки инструмента, а призвуки, рождающиеся после нажатий на клавиши. Иногда они при исполнении получались настолько тихими, что, казалось, их не существовало в реальности и их достраивало воображение слушателя.

Завершающий день фестиваля открывали сольные пьесы с электроникой и видео. Альтист Сергей Полтавский совершил второй заход на сложнейшее сочинение Пьера Булеза Anthèmes II. Здесь он, как и при первом исполнении на фестивале «Другое пространство», занимался live-электроникой. Партию скрипки на «Биомеханике» исполнил Даниил Коган. Пьесу Булеза интересно слушать в разных залах, потому что в каждом новом месте она будет звучать совершенно иначе, и Рахманиновский неплохо подошел для этой многоканальной композиции. С драйвом сыграл произведение Орена Боне Her Majesty the Fool баянист Венедикт Пеунов. Отличную пьесу для виолончели, электроники и видео представила Юлия Мигунова: в Phoenix Eye, Dragon Eye у композитора из Китая Янг Сонг получились эффекты, похожие по воздействию на ASMR – звуки в максимальном приближении. Завершало концерт произведение Александра Шуберта Weapon of Choice для альта, live-электроники и видео: в нем движения смычка (играл Полтавский) преобразовывались в визуальные элементы на экране.

Завершали фестиваль ансамблевые сочинения в исполнении «Студии новой музыки» и дирижера Станислава Малышева. В этой программе подобрались очень брутальные пьесы: Journal Сары Немцов, TRANSFLEISCH Сергея Майнгардта, CASE BLACK Мирелы Ивичевич и Sensate focus Александра Шуберта. По исполнению не очень удачным получилось только последнее произведение. Для Шуберта необходим зал black box, чтобы музыканты находились в полной темноте и подсвечивались только в нужные моменты – в Рахманиновском такого эффекта добиться невозможно из-за множества окон.

На концертах «Биомеханики» то и дело проскальзывала мысль, что в мультимедиа нет ничего суперэкспериментального, это абсолютно органичный для сегодняшнего дня язык. Студентов поголовно учат писать для инструментов, что тоже, конечно, важно, но помогут ли навыки такого рода получить хорошую работу? Главные заказы композиторам в России приходят от арт-институций и театров, и там ждут не сонату для струнного трио, а именно мультимедиапроизведения. В общем, у «Биомеханики» большой потенциал и как у фестиваля новой музыки, и как у площадки, где могли бы развиваться молодые авторы. Хотелось бы, чтобы создатели не ограничивались только консерваторией, а нашли бы разные пространства для экспериментов.