Новый просветительский абонемент Московской филармонии посвящен современным партитурам

15.02.2022
Новый просветительский абонемент Московской филармонии посвящен современным партитурам

Новый просветительский абонемент Московской филармонии «Вещь в себе» раскрывает широкой аудитории загадки современной музыки; каждый концерт посвящен одному сочинению. 19 февраля цикл продолжит монументальное произведение Гии Канчели «Стикс» (1999) – реквием памяти друзей, наполненный отсылками к античной мифологии. За дирижерский пульт встанет художественный руководитель Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова Василий Петренко, солист – Сергей Полтавский (альт). С историей, содержанием и внутренним устройством сочинения слушателей познакомит Ярослав Тимофеев.

«“Стикс” – может быть, лучшее произведение [Гии Канчели]. Очень глубокое, серьезное, одновременно невероятной простоты. Здесь, как у Шекспира, все есть: красота, драма, глубочайшее понимание и исследование человеческой сущности». Так высказался о музыке альтист Юрий Башмет – первый исполнитель «Стикса», которому композитор и посвятил сочинение. Название, отсылающее к мифологической подземной реке между мирами живых и мертвых, предложил скрипач Гидон Кремер – оно как нельзя лучше подошло концепции произведения. Два мира «Стикса» – хор и оркестр, проводником между которыми выступает солирующий альт: «Это голос утешения, вносящий согласие, мир и гармонию», – поясняет композитор.

Метафора царства теней не случайна: реквием отдает дань памяти ушедших друзей Канчели – Альфреда Шнитке и Авета Тертеряна. Текст намеренно выбран свободный, неканонический: благозвучные грузинские слова и слоги, названия храмов и местностей Грузии, народных песен и духовных гимнов, а также отрывок из «Зимней сказки» Шекспира, произносимый аллегорическим персонажем Время. В музыке тесно переплетаются религиозные напевы, грузинские гимны, отсылки к opera seria, лирике романсов – и даже отголоски рок-композиций и цитаты из киномузыки.

Солирующую партию исполнит Сергей Полтавский.