18 февраля в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича прозвучат сочинения Дмитрия Шостаковича и Родиона Щедрина в исполнении Концертного хора Санкт-Петербурга – программа, не состоявшаяся в Государственном музее-памятнике «Исаакиевский собор» в рамках фестиваля «Площадь Искусств». Музыковед Евгений Авдеев (ЕА) поговорил накануне концерта с художественным руководителем Концертного хора Санкт-Петербурга, а также директором и художественным руководителем Хорового училища имени М.И. Глинки, заслуженным артистом России Владимиром Беглецовым (ВБ) о творческих планах коллективов и о сложностях музыкального образования в период пандемии.
ЕА Владимир Евгеньевич, 30 января в Большом зале Петербургской филармонии триумфально прошло исполнение Третьей симфонии Густава Малера в исполнении ЗКР под управлением Зубина Меты. Хор мальчиков Хорового училища имени М.И. Глинки должен был участвовать в этом событии, выучил все необходимые партии, но, в силу ряда причин не смог продемонстрировать своё мастерство на сцене. Расскажите, как юные таланты восприняли возможность поработать с таким именитым дирижёром, как проходили репетиции?
ВБ Участие Хора мальчиков не состоялось исключительно из-за карантина в связи с пандемией. А насчет выученных партий… Там всего-то три строчки, и естественно, никаких совместных репетиций с маэстро не было. А предстоящее выступление Концертного хора (бывшего Камерного хора Смольного собора) в Большом зале – действительно событие, потому что оно многое объединяет. В этом сезоне Петербургская филармония отмечает 100-летний юбилей, Концертному хору Санкт-Петербурга исполнилось 30 лет, для Родиона Константиновича Щедрина этот год тоже юбилейный, поэтому программа так и составлена: «Десять поэм» Шостаковича в обрамлении «Диптиха» на стихи Вознесенского и «Эпиграфа» к роману Толстого «Анна Каренина» Щедрина.
ЕА Хоровое училище, как и другие профессиональные музыкальные учебные заведения столкнулись с небывалым вызовом в виде пандемии. Если музыкальную литературу можно преподнести в виде лекции в Zoom, а затем закрепить информацию дома, то сольфеджио, ключевой навык для музыканта, в особенности для хоровика, нарабатывается только регулярными тренировками в классе (написание диктантов, мгновенная реакция на аккорды и интервалы). Как с этим справляются ученики и преподаватели?
ВБ Удаленно сольфеджио можно заниматься так же, как и историей, литературой, математикой. Это групповые занятия с элементами индивидуальных наставлений. У нас несколько педагогов преподают сольфеджио и гармонию. Распределить группы и заниматься, как положено, два раза в неделю дистанционно — не беда. И диктанты можно писать, и с листа читать. А вот с хором заниматься удаленно невозможно до тех пор, пока нас не откроют полностью. Хор, это объединение, это многофункциональный инструмент. Например, групповые занятия в оркестре проводятся для того, чтобы потом слиться в одно целое. До тех пор, пока мы не соберёмся и не будем что-то делать вместе, у нас ничего хорошего не будет. Дети, во-первых, теряют навык общения и работы в коллективе, во-вторых, они теряют динамику постоянной работы и дисциплины. Четыре-пять раз в неделю, по два часа в день. Дело еще и в том, что дети, когда занимаются в нормальном режиме, когда они регулярно выступают, поют до 12, а кто-то и до 14 лет. Сейчас же они лишены возможности петь и некоторые мутируют уже в 10 лет — потому что не эксплуатируют аппарат.
ЕА В Хоровом училище в последние годы ученики стали давать регулярные органные концерты на ведущих площадках города, а некоторые даже за рубежом. Расскажите, в связи с чем появился стойкий интерес у учеников к такому сложному и многогранному инструменту? Есть ли желание и возможность институциализировать этот навык для интересующихся? Сейчас выпускники Хорового училища получают по сути две специальности — дирижёр хора и артист хора.
ВБ У нас все с первого по одиннадцатый класс профессионально занимаются фортепиано. Надо ли его институализировать? Но по этому предмету сдают госэкзамен. Хотя наиболее убедительный пример — Аркадий Володось, который начинал заниматься музыкой в Хоровом училище, потом продолжал учебу много где ещё, но так и не получил, если не ошибаюсь, ни одного диплома и не участвовал ни в каких конкурсах. Однако сегодня он один из лучших пианистов мира, а орган у нас – это факультатив. Инструмент у нас в училище всего один и 173 человека загнать в органный класс просто невозможно.
ЕА Как вы оцениваете нынешний педагогический репертуар хора училища и репертуар Концертного хора? Есть ли желание его расширить за счёт большего числа старинной и современной музыки? Например, несколько лет назад ряд петербургских хоров, в частности камерный хор Festino, устраивал open calls для написание новых хоровых сочинений. Это могло бы сподвигнуть к написанию музыки в том числе и юных музыкантов. Напомним, среди выпускников Хорового училища есть значительное число композиторов, в том числе Дмитрий Смирнов, Илья Демуцкий и другие.
ВБ Писать для хора – сложно. Я знаю только одного человека, который умел сочинять в совершенстве для всех –И.С.Бах, а если учесть, что вся очень сложная хоровая музыка Баха написана для мальчиков, просто диву даешься. С мальчиками, конечно, много возни. Я очень мучился с «Утреней» Пендерецкого. Я быстро учу, но потратил много времени, потому что это сложно, но как только удается объяснить, и они понимают – всё! Так же было и со «Свадебкой» Стравинского. В итоге дети пели наизусть, потому что, когда они понимают и выучивают – это навсегда.
ЕА Среди выпускников Хорового училища и бывших певцов Концертного хора немало музыкантов, которые заняли ведущие места в индустрии: Илья Демуцкий написал несколько балетов для Большого театра, Борис Пинхасович регулярно выступает на мировых сценах и является директором оперы Михайловского театра. Есть ли идеи для взаимодействия с этими талантами?
ВБ Я с ними взаимодействовал 11 лет. И сейчас наши отношения, это не просто учитель – ученик, не просто дружба. Борис Пинхасович – не единственный такой великий и Илья Демуцкий – не единственный. Многие ученики и артисты хора поют в Мариинском театре. Петр Мигунов – солист Большого театра, Борис Степанов – ведущий солист Михайловского театра. Степанов и Пинхасович много лет пели в Хоре Смольного собора (ныне –Концертный хор Санкт-Петербурга). Почти все оперные премьеры, осуществленные там, проходили с их участием: «Иоланта», «Евгений Онегин», «Алеко».
В училище проходят мастер-классы. К нам стремятся люди, которые хотят передать свой опыт. Например, Андрей Петренко, до недавнего времени главный хормейстер Мариинского театра. Или же Борис Пинхасович, который тоже это планирует поделиться своими знаниями. Он часто дает мастер-классы в Европе, ему есть что показать и рассказать. Естественно, такой опыт – он выступал уже везде, во всех значимых европейских театрах.
В Смольном соборе мы исполняли «Вечерню» Ильи Демуцкого. Сейчас среди молодых композиторов он один из самых востребованных. Надеюсь, что-то общее нас впереди ждёт.
ЕА Какие ближайшие творческие планы у обоих коллективов, совместные и раздельные? Их творческое взаимодействие было плодотворным на протяжении значительного количества времени.
ВБ Я очень хочу на отчетном концерте Хорового училища в начале июня исполнить ту самую «Свадебку» Стравинского в Государственной академической капелле. Там есть четыре рояля и свои ударные, а у нас есть все необходимые солисты. Это красиво, это полезно, и это было бы очень правильно. Если в хоре будет 70 человек, Училище и Концертный хор, то всё будет прекрасно.