Чем отличается акустическая гитара от классической? Такой вопрос может поставить в тупик завсегдатаев филармонии, но только не постоянных посетителей фестиваля «Виртуозы гитары». Публика, как и атмосфера, у него своя, удивительная. С одной стороны, гитара в принципе настраивает на интимность восприятия, особенно когда на сцене один-два солиста в полутьме. С другой, в выражении восторга фестивальная публика менее консервативна, и принимает исполнителей она со стадионным энтузиазмом.
Фестиваль проходит в тринадцатый раз, но репертуар, жанровый диапазон, варианты творческих коллабораций и число исполнителей по-прежнему кажутся неисчерпаемыми – история и география звучавших сочинений были невероятно широки. Даже такая устойчивая традиция, как исполнение знаменитого Аранхуэсского концерта Родриго, в этом году претерпела метаморфозу: впервые в истории фестиваля эту мужскую по духу музыку сыграла женщина – миниатюрная кореянка Пак Кю-Хи. Свой успех она закрепила на втором концерте, где уже соло представила три ипостаси гитары: начала с виртуозных «Вариаций на тему Ф. Сора» Льобета, продолжила «испанскими» пьесами Альбениса, а запоминающейся кодой ее выступления стала «Соната странника» кубинского композитора Лео Брауэра. Сочинение 2007 года завораживает своим необычным музыкальным языком, нежным, но сюрреалистическим рисунком, с всплесками ярких национальных красок.
Одна из лучших традиций «Виртуозов гитары» – представлять мировые премьеры и, следовательно, ежегодно пополнять репертуар. На открытии 20 марта в Зале Чайковского худрук фестиваля Артем Дервоед блестяще исполнил концерт Александра Чайковского для гитары с оркестром. С присущим ему чувством юмора и тонким ощущением природы инструмента, Чайковский начинает концерт для виртуоза «дворовым» бряцаньем по открытым струнам. Этот мгновенно запоминающийся звуковой образ сразу становится лейтмотивом, с легкостью хамелеона мутирует то в сонорику, то в джаз, то в узнаваемый симфонический стиль самого Чайковского, сбивает пафос там, где автор остроумно воспроизводит виртуозные гитарные фактуры.
Первый вечер фестиваля вышел самым филармоническим, солисты выступали с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, за пультом которого стоял Дамиан Иорио (Италия/Великобритания). Помимо двух уже названных, слушатели познакомились с концертом для гитары с оркестром Мануэля Понсы, мексиканского композитора рубежа XIX–ХХ веков. Новое для публики и для себя сочинение Госоркестр подготовил отлично, красочная партитура переливалась тембрами, живописные штрихи выдавали мастеров и в авторе музыки, и в ее интерпретаторах. Концерт привез соотечественник композитора, мексиканский гитарист Пабло Гарибай, и эта музыка у него, безусловно, в крови – солнечный южный темперамент плещется в пологих, но четко очерченных берегах академизма.
Впервые на фестивале прозвучала барочная гитара. Во второй вечер, 22 марта, вслед за крошечной Пак Кю-Хи на сцену вышли два испанца – маститый гитарист Шавьер Диас-Латорре и перкуссионист Педро Эстеван, похожий на доброго волшебника примерно тех времен, что была и музыка, которую они играли. Гитара Шавьера – сама по себе произведение искусства, только очень прихотливое; постоянно подстраивая инструмент с жильными струнами, он вспомнил шутку Маттезона о том, что из 80 лет жизни лютнист 60 тратит на настройку. В программе «Испанские придворные песни и танцы» музыканты объединили сочинения трех самых важных композиторов XVII века, писавших для гитары. Сантьяго де Мурсия, Гаспар Санс, Франсиско Герау – все они черпали вдохновение в народной музыке, развивали не только принципы импровизации, но и профессиональной авторской композиции. А главное, что удалось передать исполнителям – помимо прихотливых ритмов и мелодий испанского барокко, – это совершенно неповторимый дух того времени.
Совсем в другой вселенной существует «Европейский гитарный квартет», он первый раз приехал на фестиваль. Зоран Дукич (Хорватия), Павел Штайдл (Чехия), Томас Феллоу и Ринтко Диркс (Германия) играют музыку от Паганини до Джими Хендрикса, но дух их ансамбля – это, скорее, дух Астора Пьяццоллы: огненный темперамент, игра на контрастах и общее ощущение хорошего шоу. На беспроигрышных хитах аргентинского композитора не остановились. Квартет внес свой вклад в современный репертуар фестиваля (к слову сказать, достаточно богатый) и представил «Интродукцию и танец» югославского гитариста-композитора Душана Богдановича; так, к прочим национальным краскам добавились выразительные балканские мотивы.
Участники квартета раскрыли и собственные индивидуальности, поделив между собой контрастные амплуа. Задумчивый Павел Штайдл – классик, мастерски выигрывавший все головоломные пассажи сонаты Паганини и его виртуозных пьес. Ринтко Диркс – рок-звезда, зажигал аудиторию композициями Джими Хендрикса и собственными. Томас Феллоу в дуэте со Штайдлом представил свои меланхоличные пьесы о тяжелой женской доле: «Пенелопа», «Агриппина», «Медуза».
Те, у кого не было возможности на неделе вырваться в Зал Чайковского, в субботу 24 марта могли восполнить упущенное на заключительном гала-концерте. Тут были и все участники, каждый со своим коронным направлением, и специальные гости. Дебютант фестиваля Марк Топчий (Украина) не по-дебютантски мощно сыграл «Интродукцию и Vivace» Никиты Кошкина и два переложения из «Картинок с выставки» в головокружительно-виртуозном переложении японца Кацухито Ямашиты. Подхватил мотив инфернальной виртуозности Артем Дервоед в «Дьявольском каприччио» Кастельнуово-Тедеско. Пабло Гарибай объединился в дуэт с сопрано Ксенией Дежневой, чтобы исполнить несколько народных песен Бриттена. Самой именитой звездой вечера стал скрипач и дирижер Дмитрий Ситковецкий, солировавший в двух дуэтах – «Шесть народных танцев» Бартока с Пак Кю-Хи и пьесы из «Испанской народной сюиты» де Фальи с Дервоедом. А под занавес «Европейский гитарный квартет» удивил переложениями из «Мимолетностей» Прокофьева и поставил оптимистичное многоточие композицией «Turn The World Around» Белафонте.