Не секрет, что для отечественного музыкального театра жанр мюзикла априори сложный. Жанр детского мюзикла сложен вдвойне. Хотя бы потому, что на постановку «для детей от четырех лет» юные зрители приходят с поколением постарше. А значит успех во многом зависит от того, насколько она сможет в хорошем смысле угодить всем и сразу. Кажется, именно такую цель преследовали авторы и постановщики мюзикла «Путешествие Муравьишки, или От рассвета до заката» — создание музыкального спектакля для всей семьи.
В авторском либретто Вадима Жука ставка сделана минимум на три слагаемых. В качестве сюжетной основы избрана сказочная история классика зарисовок мира природы Виталия Бианки — «Как муравьишка домой спешил». Добавлена обязательная для мюзикла любовная линия с парой лирических героев, соперником-антагонистом и хэппи эндом. Сообразно современному контексту избраны их имена/ники: главный герой Мур (Муравьишка), его возлюбленная Вейка (по-видимому, производное от феминитива Муравейка), антагонист Чер (Червяк). Наконец, третье слагаемое (и, пожалуй, главная удача либретто) — тонкий юмористический план, который выстраивается в виде остроумных музыкально-литературных пародий с референсами от Шекспира до Маршака во время встреч сказочного героя с «волшебными помощниками».
Музыкальная составляющая композитора Романа Львовича (выпускника Московской консерватории, ученика Романа Леденева и Геннадия Гладкова) талантливо обыгрывает предложенный сюжет, отдавая дань как отечественным традициям детских спектаклей и эстрадной песни, так и джазовой культуре. В итоге рождается интересная и довольно разнообразная музыкальная партитура, которую солисты и музыканты оркестра воплотили под руководством дирижера Петра Максимова (номинация «Лучший дирижер в оперетте-мюзикле»).
В этот жанровый микс режиссер Анна Снегова (номинация «Лучший режиссер в оперетте-мюзикле») добавила еще одну любопытную находку — кукольных персонажей, отдаленно напоминающих «Улицу Сезам». По сюжету они — пленники злодея Пау (Паука), которых бесстрашный Мур должен спасти, чтобы подкрепить в спектакле статус героя (в сказке Бианки этого мотива нет), а сама сцена становится поводом для музыкальной пародии хора пленных иудеев из вердиевского «Набукко».
Визуальный ряд спектакля (художник Ирина Долгова) выглядит ярко, модно, в стиле современных анимационных лент и компьютерных игр. Однако некоторые решения воспринимаются спорно. Маленькая зрительница за моей спиной, увидев боевой раскрас жителей муравьиного царства, простодушно спросила: «Они что, злодеи?»
Безоговорочно сильным звеном постановки стали замечательные работы солистов, каждый из которых находит точные актерские штрихи для создания ярких, живых, обаятельных образов своих персонажей. Искренней и наивной выглядит пара влюбленных в исполнении Семена Фатыхова (номинация «Лучшая мужская роль») и Екатерины Ефимовой. Кирилл Павлов, номинированный на «Золотую Маску» за роль Чера, трактует своего героя эволюционирующим от антагониста-соперника до доброго союзника — ни много ни мало — гамлетовского масштаба! Монолог «Помочь или не помочь — вот в чем вопрос!» откликается аплодисментами и смехом взрослой публики. Ироничными скетчами, отсылающими к собирательному образу эстрадной звезды, оборачиваются сцены встречи героя с Паучком-дирижером (Филипп Шиловский), Бабочкой (Елена Терновая), Водомеркой (Мария Мукупа, номинация «Лучшая роль второго плана»). А сцена с Жуком в блестящем исполнении Александра Подмешальского — прямо-таки оммаж Самуилу Маршаку!