Арифметика детского мюзикла События

Арифметика детского мюзикла

Театр «Зазеркалье» показал в конкурсной программе «Золотой Маски» музыкальный спектакль по мотивам сказки Виталия Бианки

Не секрет, что для отечественного музыкального театра жанр мюзикла априори сложный. Жанр детского мюзикла сложен вдвойне. Хотя бы потому, что на постановку «для детей от четырех лет» юные зрители приходят с поколением постарше. А значит успех во многом зависит от того, насколько она сможет в хорошем смысле угодить всем и сразу. Кажется, именно такую цель преследовали авторы и постановщики мюзикла «Путешествие Муравьишки, или От рассвета до заката» — создание музыкального спектакля для всей семьи.

В авторском либретто Вадима Жука ставка сделана минимум на три слагаемых. В качестве сюжетной основы избрана сказочная история классика зарисовок мира природы Виталия Бианки — «Как муравьишка домой спешил». Добавлена обязательная для мюзикла любовная линия с парой лирических героев, соперником-антагонистом и хэппи эндом. Сообразно современному контексту избраны их имена/ники: главный герой Мур (Муравьишка), его возлюбленная Вейка (по-видимому, производное от феминитива Муравейка), антагонист Чер (Червяк). Наконец, третье слагаемое (и, пожалуй, главная удача либретто) — тонкий юмористический план, который выстраивается в виде остроумных музыкально-литературных пародий с референсами от Шекспира до Маршака во время встреч сказочного героя с «волшебными помощниками».

Музыкальная составляющая композитора Романа Львовича (выпускника Московской консерватории, ученика Романа Леденева и Геннадия Гладкова) талантливо обыгрывает предложенный сюжет, отдавая дань как отечественным традициям детских спектаклей и эстрадной песни, так и джазовой культуре. В итоге рождается интересная и довольно разнообразная музыкальная партитура, которую солисты и музыканты оркестра воплотили под руководством дирижера Петра Максимова (номинация «Лучший дирижер в оперетте-мюзикле»).

В этот жанровый микс режиссер Анна Снегова (номинация «Лучший режиссер в оперетте-мюзикле») добавила еще одну любопытную находку — кукольных персонажей, отдаленно напоминающих «Улицу Сезам». По сюжету они — пленники злодея Пау (Паука), которых бесстрашный Мур должен спасти, чтобы подкрепить в спектакле статус героя (в сказке Бианки этого мотива нет), а сама сцена становится поводом для музыкальной пародии хора пленных иудеев из вердиевского «Набукко».

Визуальный ряд спектакля (художник Ирина Долгова) выглядит ярко, модно, в стиле современных анимационных лент и компьютерных игр. Однако некоторые решения воспринимаются спорно. Маленькая зрительница за моей спиной, увидев боевой раскрас жителей муравьиного царства, простодушно спросила: «Они что, злодеи?»

Безоговорочно сильным звеном постановки стали замечательные работы солистов, каждый из которых находит точные актерские штрихи для создания ярких, живых, обаятельных образов своих персонажей. Искренней и наивной выглядит пара влюбленных в исполнении Семена Фатыхова (номинация «Лучшая мужская роль») и Екатерины Ефимовой. Кирилл Павлов, номинированный на «Золотую Маску» за роль Чера, трактует своего героя эволюционирующим от антагониста-соперника до доброго союзника — ни много ни мало — гамлетовского масштаба! Монолог «Помочь или не помочь — вот в чем вопрос!» откликается аплодисментами и смехом взрослой публики. Ироничными скетчами, отсылающими к собирательному образу эстрадной звезды, оборачиваются сцены встречи героя с Паучком-дирижером (Филипп Шиловский), Бабочкой (Елена Терновая), Водомеркой (Мария Мукупа, номинация «Лучшая роль второго плана»). А сцена с Жуком в блестящем исполнении Александра Подмешальского — прямо-таки оммаж Самуилу Маршаку!