Объявлен шорт-лист оперной премии Casta Diva

28.02.2022
Объявлен шорт-лист оперной премии Casta Diva

Российская оперная премия Casta Diva опубликовала шорт-лист по результатам 2021 года. В номинации вошли:

Событие года

Фестиваль Московской филармонии «Гендель: Мир горний и мир дольний». Концертное исполнение опер «Юлий Цезарь» «Тамерлан», «Роделинда» (автор проекта М.Фихтенгольц)

Спектакль года

«Саломея» Р.Штрауса. Большой театр России, совместная продукция с Метрополитеноперой (Т.Сохиев, К.Гут, Э.Плюсс)

«Свадьба Фигаро» Моцарта. Нижегородский театр оперы и балета (И.Великанов, Д.Белянушкин, В.Шилькрот)

«Фауст» Гуно. Пермский театр оперы и балета (А.Абашев, В.Бархатов, З.Марголин)

Европейское событие

«Енуфа» Яначека. КовентГарден, Лондон (Х.Нанаши, К.Гут, М.Ливайн)

«Тристан и Изольда». Баварская опера, Мюнхен (К.Петренко, К.Варликовский, М.Щесняк)

Серия постановок Барри Коски:

«Кавалер розы» Р.Штрауса. Баварская опера, Мюнхен (В.Юровский)

«Золотой петушок» РимскогоКорсакова. Экс-ан-Прованс (Д.Рустиони) «Возвышение и падение города Махагони» Вайля. Комише опер, Берлин (А.Рубикис)

Певица года

Ольга Перетятько

Олимпия, Антония, Джульетта, Стелла («Сказки Гофмана», Гамбург), Мария («Мазепа», Берлин, концертное исполнение, К.Петренко), Джильда («Риголетто», Лисеу, Барселона) 

Екатерина Семенчук

Леди Макбет («Макбет», Ла Скала, Р.Шайи), Прециозилла («Сила судьбы», Баварская опера), Амнерис («Аида», Арена ди Верона, закрытие фестиваля), Любава («Садко», Большой театр), Иокаста («Царь Эдип», Берлинская филармония, К.Петренко), Иоанна («Орлеанская дева», премьера и дебют роли), Катерина Измайлова («Леди Макбет Мценского уезда», дебют роли), Далила («Самсон и Далила»), Маргарита («Осуждение Фауста») – все Мариинский театр, В.Гергиев

Елена Стихина

Саломея («Саломея», Ла Скала, премьера, Р.Шайи), Тоска («Ковент Гарден), Мария («Мазепа»), Антония («Сказки Гофмана»), Розалинда («Летучая мышь»), мадам Баттерфлай – все Мариинский театр, Гергиев

Певец года

Липарит Аветисян

Альфред («Травиата», Ковент-Гарден, Берлин, Цюрих), Водемон («Иоланта», Берлин, Штаатсопер), Герцог («Риголетто», Ковент-Гарден), Неморино («Любовный напиток», Ковент-Гарден)

Богдан Волков

Феррандо («Так поступают все женщины», Зальцбург/Ла Скала), Неморино («Любовный напиток», Турин/Баварская опера, Мюнхен), Фентон («Фальстаф», Штаатсопер, Берлин), Ленский («Евгений Онегин», Венская опера), Альфред («Травиата», Амстердам)

Алексей Марков

Скарпиа («Тоска», Ковент-Гарден), Лионель («Орлеанская дева», премьера, Мариинский театр), Эскамильо («Кармен», Большой театр)

Борис Пинхасович

Майор Ковалёв («Нос», Баварская опера, Мюнхен), Родриго («Дон Карлос», Венская опера), Форд («Фальстаф», Венская опера), Елецкий («Пиковая дама», Венская опера).

Алексей Тихомиров

Инквизитор («Огненный ангел», премьера, АндерВин), Чуб («Ночь перед Рождеством», Франкфурт-на-Майне), Пимен («Борис Годунов», премьера, Монако/Большой театр), князь Болконский («Война и мир», премьера, Женева), царь Салтан («Сказка о царе Салтане», Большой театр), Мефистофель («Фауст», Новая Опера)

Станислав Трофимов

Линдорф, Коппелиус, Миракль, Дапертутто («Сказки Гофмана», премьера), Папа Климент VII («Бенвенуто Челлини», премьера), Чуб («Ночь перед Рождеством») – все Мариинский театр, В.Гергиев

Взлет

Василиса Бержанская

Дорабелла («Так поступают все женщины», Флоренция, З.Мета), Розина («Севильский цирюльник», Венская опера), Фенена («Набукко», премьера, КовентГарден)

Иван Гынгазов

Сергей («Катерина Измайлова», Большой театр), Садко (Большой театр), Самсон («Самсон и Далила»), Эней («Троянцы» Берлиоза), Гевара («Христофор Колумб» Франкетти), Бенвенуто Челлини («Бенвенуто Челлини») – все Мариинский театр

Альбина Латипова

Гиневра («Ариодант», Д.Капуано, Д. Олден), Сюзанна («Свадьба Фигаро»), Донна Анна («Дон Жуан») – все Большой театр

Лучшая зарубежная певица

Элина Гаранча

Кундри («Парсифаль», Венская опера, Ф.Жордан, К.Серебренников), Далила («Самсон и Далила», Берлин, Штаатсопер, Д.Баренбойм)

Аушрине Стундите

Электра (Зальцбург, К.Варликовский/Гамбург, Д.Черняков), Регана («Лир» Раймана, Баварская опера, К.Марталер)

Аня Хартерос

Изольда («Тристан и Изольда», Баварская опера, К.Петренко, К.Варликовский)

Лучший зарубежный певец

Кристоф Дюмо

Полинессо («Ариодант» Генделя, Большой театр, Д.Капуано, Д.Олден)

Йонас Кауфман

Парсифаль (Венская опера, Ф.Жордан, К.Серебренников), Тристан («Тристан и Изольда», Баварская опера,К.Петренко, К.Варликовский)

Михаэль Фолле

Ганс Сакс («Нюрнбергские мейстерзингеры», Байройт, Ф.Жордан, Б.Коски), Джек Рэнс («Девушка с Запада», Берлин, Штаатсопер, А.Паппано)

В жюри премии входят музыкальные критики Екатерина Бирюкова, Марина Гайкович, Ирина Муравьева, Нора Потапова, Елена Третьякова (председатель), Сергей Ходнев. Президент фонда поддержки оперного искусства Casta Diva Михаил Мугинштейн так прокомментировал их решение:

«Самой сложной оказалась номинация “Спектакль года”: не вызвала возражений только “Саломея” Большого театра. Остальные спектакли спровоцировали в жюри острую дискуссию, отразившую проблемную ситуацию отечественного оперного театра.

Главное – отсутствие гармонии, союза между музыкой и сценой: сегодня доминирование визуального начала разрушает феномен оперы как искусства. Естественно, для оперной премии Casta Diva определяющий критерий – уровень такого союза. Так, даже отличное музыкальное решение (певцы, хор, оркестр – отточенная работа Абашева) в пермской “Любви к трем апельсинам” не вытянуло искусственную театральную историю (режиссер Ф.Григорьян). Другой пример – “Искатели жемчуга” Бизе на Камерной сцене Большого театра. Скупость пластического рисунка режиссера Наставшевса могло бы украсить полноценное звучание изысканной музыки Бизе (дирижер А.Верещагин). Однако шероховатости певцов и обедненный оркестр (малочисленная струнная группа – размеры ямы!) не обеспечили не только баланс, но и нужный стиль: ловцы жемчуга потеряли драгоценности французской лирической оперы. Наибольшие споры вызвал “Фауст”. Единственный номинант из лаборатории Пермского театра привлек внимание ряда членов жюри. Брутальный спектакль Василия Бархатова с музыкой Гуно и новой историей выделился на фоне других, несмотря на уязвимый вокал солистов. К сожалению, травматичная агрессия сцены только подчеркнула дисбаланс целого и явные нестыковки в истории режиссера, адаптированной для Перми после его постановки в Саарбрюккене. И все же музыкальное происхождение Бархатова неслучайно дает плюсы в сравнении с потоком драматических коллег, как и другому представителю музыкального отряда – Дмитрию Белянушкину. Его динамичная команда “Свадьбы Фигаро” придала новую жизнь Нижегородскому театру. Пожалуй, гармоничнее других союз музыки и сцены представил старый добрый “Ариодант”, но его естественная амортизация (постановка в 1993-м!) не набрала большинства голосов жюри. Та же участь постигла “Любовь издалека” Екатеринбургского театра: полуконцертная, по сути, версия отмечена, прежде всего, выбором прекрасной оперы Саариахо. Другая работа театра, “Евгений Онегин” (К.Чудовский, Д.Волкострелов), а также постановки М.Гацалова и К.Богомолова (Пермь) для рассмотрения не выдвигались из-за несоответствия критериям премии. Если прибавить заметное отсутствие в шорт-листе известных московских и питерских театров, мы вынуждены констатировать кризис жанра на отечественной сцене, особенно заметный по контрасту с богатой картиной в Европе. Вошедшие в номинацию “Европейское событие” постановки (можно было выдвинуть еще) покоряют экспрессией в слиянии музыки и сцены. Их выбор был предопределен. Практически не вызвал разногласий также выбор российских и зарубежных певцов».

Учредителями премии Casta Diva являются Гуманитарный университет и Центр музыкального театра (Екатеринбург), Гуманитарный и политологический центр «Стратегия» (Москва), издания «Культура», «Экран и сцена», «Литературная газета», «Музыкальная академия», «Петербургский театральный журнал», «Мариинский театр», радио «Орфей».

Торжественная церемония и концерт лауреатов и номинантов премии состоятся в Большом театре России 25 сентября 2022 года.

Шорт-лист опубликован на сайте премии.

На фото: Одним из претендентов на победу в номинации «Спектакль года» стала постановка «Свадьбы Фигаро» Моцарта в Нижнем Новгороде. В центре на поклонах – дирижер Иван Великанов. Предоставлено: пресс-служба Нижегородского театра оперы и балета.