«Я никогда не мог решить, каково мое подлинное призвание – композитор, пианист или дирижер», – писал Сергей Рахманинов в конце жизненного пути. Фантастическая популярность фортепианной музыки невольно отодвинула на второй план другие жанровые сферы в обширном композиторском наследии Рахманинова.
Его симфонические и кантатно-ораториальные произведения – яркие жемчужины русской музыкальной культуры рубежа веков. Восприняв острую драматическую конфликтность, трагедийную направленность симфонических концепций Чайковского, Рахманинов обогатил ее эпической мощью, масштабностью оперных полотен Мусоргского и Бородина; певучий мелодизм широкого дыхания, принявший неповторимый «рахманиновский» темброво-фактурный облик, придает звучанию его оркестровых сочинений узнаваемый с первых тактов русский колорит.
Творчество Сергея Рахманинова всегда находилось в фарватере исполнительских интересов Евгения Светланова. Оканчивая Институт имени Гнесиных по классам хорового дирижирования и фортепиано, он играл «Рапсодию на темы Паганини» и вызвал восхищение Г. Г. Нейгауза (в классе которого стал учиться в Московской консерватории). Вторая симфония Рахманинова входила в консерваторскую дипломную программу Светланова-дирижера. В 1973 году Евгений Светланов провел в Большом зале консерватории грандиозный концерт, посвященный 100-летию композитора; неоднократно дирижировал в концертном исполнении оперой «Алеко»; дважды – «Всенощным бдением»; в программу своего последнего выступления в Лондоне в апреле 2002 года включил «Колокола». Какое бы сочинение Рахманинова ни играл Светланов, трудно отрешиться от мысли, что души композитора и интерпретатора соединяются в одно неразрывное целое, чтобы, как Волхова перед Садко, разлиться перед нами в бесконечной мелодии России…
В предлагаемый диск вошли фрагменты сочинений Сергея Рахманинова разных лет: оркестровые фрагменты оперы «Алеко» (1892), которой юный композитор блестяще защитил диплом Московской консерватории и вызвал восхищение П. И. Чайковского; первая часть Второго фортепианного концерта (1900–1901) – рубежного сочинения, ознаменовавшего выход из глубокого творческого кризиса и достижение подлинной композиторской зрелости; первая часть поэмы «Колокола» для солистов, хора и оркестра на стихи Эдгара По в переводе К. Бальмонта, написанная в 1912–1913 годах, она отражает стилистический поворот в творчестве Рахманинова. На смену «весенним» чувствам пришли мрачные, тяжелые думы, предчувствие бурь и катаклизмов. Завершает диск первая часть «Симфонических танцев» (1940) – последнего сочинения Рахманинова, замысел которого возник у композитора еще в России. Эта музыка запечатлела страдания художника, тоскующего по безвозвратно ушедшим годам счастливой юности.
Диск также включает юношескую Элегию для фортепиано и прелюдию ре мажор (из соч. 23) в исполнении Евгения Светланова-пианиста.
1. Элегия, соч. 3 № 1 6.58
2. Прелюдия Ре мажор, соч. 23 № 4 5.46
Фрагменты из оперы «Алеко» (1892)
3. Пляска женщин 4.03
4. Интермеццо 3.20
5. Пляска мужчин 4.24
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром до минор, соч. 18
6. I. Moderato 11.42
«Колокола», поэма для солистов, хора и оркестра (слова Э. По в переводе К. Бальмонта), соч. 35
7. I. Allegro ma non tanto («Слышишь, сани мчатся в ряд…») 6.48
«Симфонические танцы» для оркестра, соч. 45
8. I. Non Allegrо 12.25
Общее время: 55.42
Евгений Светланов, фортепиано (1, 2)
Николай Петров, фортепиано (6)
Алексей Масленников, тенор (7)
Государственная республиканская академическая русская хоровая капелла имени А. А. Юрлова (7)
Государственный академический симфонический оркестр СССР
Дирижер – Евгений Светланов
Записи: 1980 (1, 2), 1973 (3–5, 8), 1978 (6, 7) гг.
Звукорежиссеры: И. Вепринцев (1, 2, 6), В. Антоненко (3–5, 8), С. Пазухин (7)