Дрезденский камерный хор – яркий пример регионального коллектива, начинавшего в 1985 году свою деятельность в статусе студенческого ансамбля и ставшего, под бессменным руководством Ханса-Кристофа Радемана, хором мирового класса. Большая часть записей коллектива посвящена старинной музыке. Активно они записывают преимущественно немецких композиторов: Баха, Шютца, Шейна и других. В новом же альбоме центральной фигурой становится Михаэль Преториус, столь редко исполняемый в наши дни. Музыкант гораздо больше известен трактатами и по праву считается одним из крупнейших теоретиков XVI–XVII веков. Любопытную характеристику ему дают и в буклете к диску, называя «одним из самых неизвестных известных композиторов».
Альбом идейно сконцентрирован вокруг Es ist ein Ros’ entsprungen – популярного рождественского гимна, знакового произведения Преториуса. И хотя текст и мелодия не принадлежали композитору (они впервые анонимно появились в 1599 году), именно четырехголосная обработка Преториуса стала фактически «народной». Гимн появляется на альбоме дважды: в виде четырехголосного канона – обработки Мельхиора Вульпиуса – и в многоголосной версии Преториуса.
Остальные композиции продолжают центральную идею Адвента и Рождества (альбом вышел в Рождественский период). Духовные лютеранские гимны на немецкие и латинские тексты, переосмысленные Преториусом, демонстрируют все мастерство солистов и хористов Дрезденского камерного хора. Певцы предстают в разных амплуа: то исполняют изысканные соло и дуэты, то переходят к сложнейшей полифонии, вплоть до одиннадцатиголосных композиций. В альбом входят отдельные номера из многочисленных сборников, но музыканты выстраивают плейлист, с одной стороны, разнообразный, с другой – стилистически единый.
Удачно в хоровую фактуру встраивается инструментальный ансамбль. В некоторых случаях он не прописан композитором, поэтому инструменты дублируют голоса вокалистов и импровизируют там, где позволяет фактура. Ярким пятном звучат пассажи корнета, орган и теорба исполняют общую гармонию, а виолон усиливает басовый голос. При этом инструменты находятся будто на заднем плане и не пытаются всецело завладеть вниманием слушателя. Особенно впечатляют масштабные tutti, в которых инструментальные дублировки нижнего голоса создают глубокий объем и добиваются эффекта, похожего на звучание православного хора с певцом-октавистом.
Чистая интонация, по-барочному рельефная артикуляция, слаженность исполнителей достигнуты, безусловно, благодаря художественному руководству Ханса-Кристофа Радемана. Идея выпустить рождественскую музыку в канун праздника выглядит как маркетинговый ход, но, может, именно он позволит почти забытому композитору стать не таким забытым?