В издательстве «АСТ» и его подразделении «Бомбора» вышла иллюстрированная история одного из столпов тяжелой музыки – группы Metallica. Литературы об американских законодателях трэш-метала существует немало. И прежде, чем уделить внимание новому изданию, хочется провести ретроспективу и рассказать о тех книгах, которые уже издавались в России.
В 2003 году два британских журналиста Крис Ингэм и Томми Удо, близко знакомые с музыкантами Metallica, выпустили монументальный труд, посвященный смыслу текстов каждой из композиций группы. Немногие авторы (за исключением «самозанятых» владельцев многочисленных метал-сайтов в интернете) брались анализировать лирику Джеймса Хетфилда, по большей части потому, что главный создатель текстов порой сам затрудняется разъяснить, о чем именно идет речь в той или иной песне. О смысле таких хитов, как For Whom the Bell Tolls или The God That Failed, ни у кого никогда вопросов не возникает, а вот спросите Хетфилда о мега-балладе Nothing Else Matters или альтернативно-одаренной Some Kind of Monster, и каждый раз услышите новую интерпретацию. «История за каждой песней» будет полезна как «прожженным» фанатам, так и тем, кто хочет познакомиться с творчеством группы. Полный разбор – альбом за альбомом – всего творчества Metallica от Kill ‘em All (1983) до Death Magnetic (2008) предваряет история создания группы и рассказ о тех музыкантах, которые оказали сильное влияние на стиль Хетфилда и сотоварищей и привели к созданию Master of Puppets. Англоязычный оригинал дважды переиздавался – в 2009-м, а затем десять лет спустя – в 2019-м.
И снова два британца Джим МакКарти и Брайан Уильямсон – автор текстов и художник-график – стали теми, кто решил донести до фанатов и просто заинтересованных людей историю одной из величайших групп современности, пусть и в таком необычном для российского меломана виде.
Это действительно графика: книга представляет собой сборник комиксов, иллюстрирующих все этапы становления Metallica со дня ее создания до (как бы грустно это ни звучало) сентября 2013 года, когда вышел один из самых неоднозначных альбомов группы, Lulu, созданный с подачи и при участии легенды рок-н-ролла Лу Рида.
Предисловие к книге, как бы защищая такую форму повествования, написал Джоэл МакАйвер – британский писатель и журналист, благодаря которому собственной страницей в летописи рок-музыки обзавелись Black Sabbath, Slayer, Queens of the Stone Ages.
Глянцевая бумага, твердый переплет, красивая полиграфия – практически подарочное издание. Автор – Мартин Попофф, всемирно признанный эксперт (ну и, думаю, не менее – фанат) в мире хард-н-хэви и хэви-метала! Всем ценителям группы очень рекомендую обратить внимание на третью страницу после форзаца, осознать, чьи имена (в качестве «участников действа») там фигурируют: от Кевина Эстрады, признанного мастера фотографии из Лос-Анджелеса, до Джанны Ухельски, Гэри Графа и Мика Уолла – журналистов и писателей, которые создавали и поддерживали в массмедиа образ группы на протяжении многих лет.
Главные отличия этого труда от двух предыдущих – совершенно неизвестные факты, о которых даже самые «вовлеченные» фанаты вряд ли подозревают, и обширный фотоматериал (порядка трех сотен снимков, многие публикуются впервые!) – редкие закулисные фото, постеры с концертов, корешки билетов, проходки за сцену, копии документов и другие ссылки – свидетельства того, что Metallica шла своим собственным, подчас совершенно непредсказуемым путем. В книге также упоминаются «незаметные» персонажи, которым довелось сыграть не последнюю роль в становлении и развитии группы. Совершенно неожиданно в процессе написания этой рецензии пришла печальная новость о кончине Джонни Зазулы – менеджера нью-йоркского магазина Rock’n’Roll Heaven и основателя лейбла Megaforce – собственно, того самого человека, давшего Metallica «путевку в жизнь»: Зазула организовал первое турне группы и издал дебютный альбом – Kill ’Em All. Как знать, как бы сложилась история и судьба Хетфилда и компании, если бы не участие Зазулы.