Это удивительный пример долголетия на сцене. В 1970-е Лев Лещенко пел песни Пахмутовой, Тухманова, Шаинского и Добрынина, в 1980-е осваивал диско-ритмы вместе с ансамблем «Спектр», в 1990-е записывал романтические баллады с «Мегаполисом» и Ладой Дэнс, в новом веке выступал на рок-фестивале «Кубана» и в «Олимпийском» вместе с Бастой. В 2021-м, победив коронавирус и перенеся несколько сердечных приступов, он исполнил «Мы будем жить» вместе с рэпером Loc-Dog.
Секрет долголетия Лещенко, наверное, в том, что в любом десятилетии и при любой власти ему хотелось петь и хотелось петь разное. Он начинал в Московском театре оперетты, но в 1970-м ушел оттуда в вокальную группу Всесоюзного радио, где надо было петь ВСЕ: от народных киргизских песен и романсов Танеева до партии Порги из гершвинской «Порги и Бесс» и оратории Щедрина «Ленин в сердце народном». Причем петь и в бешеном производственном темпе – по пятнадцать обязательных выступлений у микрофона в день. Это была колоссальная практика, и Лещенко, как универсальный солдат, справлялся блестяще.
Вскоре к нему пришли заслуженные награды, причем сперва международные: в 1972-м он лауреат «Золотого Орфея» в Болгарии и фестиваля в Сопоте. Еще через пять лет – он, тридцатипятилетний, заслуженный артист РСФСР. Его визитными карточками в 1970-х стала взволнованная гражданская лирика, вроде «За того парня», «Дня победы» или «Товарища», которого любил Егор Летов. Лещенко мастерски исполнял такие вещи, смягчая их пафос приглушенной вокализацией. Публика и любила его за особенную мягкость и душевность баритона, обаятельную улыбку и изящную манеру одеваться. Словом, за черты человечности, которые он придавал рубленой советской героике.
На его дебютной пластинке, вышедшей в 1974 году, из одиннадцати песен всего две драматические баллады, а остальное – танцевальные песни о любви, которая заводит пружину вечного движения: к женщине, к Москве или к белой березе, кладущей руки на плечи певцу. Лещенко вообще уделял особое внимание темпу и ритму. «Наше время отмечено острым, напряженным ритмом, резкой сменой событий и фактов, музыка – главный компонент, который может передать ритм и динамику сегодняшнего дня, – писал он в 1978 году в газете «Советская культура». – Вот почему музыкальный язык не должен оставаться в состоянии патриархальности». Именно поэтому он продолжает записываться с рэперами и спустя сорок лет после выхода этой статьи.
С юбилеем, Лев Валерианович!