Интересную программу из музыки австро-немецких классиков XVII–XX веков ГАСО РТ под управлением народного артиста России и Республики Татарстан Александра Сладковского сыграл в рамках своего персонального абонемента. Оркестр гордится тем, что он единственный из региональных коллективов, кому предоставлена такая возможность регулярного присутствия в столичной афише. Но их выступления сполна оправдывают доверие руководства Московской филармонии. Вот и третий концерт абонемента продемонстрировал не только серьезность намерений, но и блестящее художественное воплощение.
Симфония № 29 Моцарта стала превосходной увертюрой для этого вечера. Неожиданно было услышать такую легкую, прозрачную интерпретацию и видеть аутентичный моцартовский состав. Дирижер, не впадая в излишний догматизм в том, что касается особых приемов звукоизвлечения или штрихов, продемонстрировал хороший европейский стиль и понимание эстетики венского классицизма.
Моцарт был одним из кумиров Рихарда Штрауса, так что их соседство в программе – вполне логично и концептуально оправданно. Выбранная для выступления в Концертном зале имени Чайковского симфоническая поэма «Дон Жуан» – одно из самых репертуарных сочинений Рихарда Штрауса в силу лаконичного тайминга, яркости и понятности образов. Безусловно, Александру Сладковскому музыка эпохи венского Сецессиона близка своей темпераментностью. Уже первая тема, рисующая всепобедительный образ великого любовника, прозвучала с обжигающим напором. Оркестр показал, как тепло и полнокровно он способен звучать в романтике, не теряя точности фразировки и чувства формы. В поэме есть не только героика, но и чарующие лирические эпизоды – с соло скрипки, гобоя, флейты, создавшие череду «женских образов»: обворожительных и хрупких. Идея симфонической поэмы иная, чем в одноименной опере Моцарта, где героя наказывают высшие силы. У Штрауса Дон Жуан внезапно теряет свою силу, поэтому музыка, достигая пика кульминации, обрывается и звучит тихая кода. Этот момент дирижером был обыгран эффектно, и отсутствие громогласного окончания не снизило градус слушательской оценки и финальных аплодисментов.
В своих интервью Александр Сладковский подчеркивает, что его репертуарная политика направлена на развитие оркестра – на воспитание музыкального вкуса, инструментальной культуры. Каждый сезон выбирается магистральная линия – главный композитор, вокруг и по контрасту с которым формируются остальные программы. В этом сезоне такой доминантой можно назвать Малера. В апреле в Казани ГАСО РТ сыграет несколько симфоний композитора в рамках фестиваля «Рахлинские сезоны», а в качестве пристрелки – в Москве решили исполнить его «Семь песен последних лет».
Приглашение Альбины Шагимуратовой оказалось исключительно удачным выбором. Она не только обладательница выдающегося сопрано, одна из топовых российских певиц, но и перфекционистка, не позволяющая себе снизить планку качества. К Малеру она обратилась примерно год назад, это ее первая серьезная работа – и сразу попадание «в яблочко». Трагизм, прикрытый гротеском и иронией, ей очень удался, как, впрочем, и экстатическое погружение в идеально-прекрасное состояние – две полярные образные сферы, между которыми Малер постоянно балансирует.
Идея поставить в программу «Семь песен последних лет» возникла как минимум год назад и была обусловлена чисто художественными соображениями. Однако именно сейчас сюжеты песен и музыка Малера оказались необычайно актуальными. Мрачные, даже отчаянные настроения двух первых песен, «Побудки» и «Барабанщика», резонировали с общим эмоциональным состоянием слушателей, встревоженных турбулентностью сегодняшнего мира. Угловатая пластика мелодии, еще больше подчеркнутая Альбиной четкой артикуляцией немецкого текста, передавала наигранную браваду и жесткость этих солдатских историй, а хлесткие ударные, нервные деревяшки и струнные создавали зловещий контекст.
Пять песен на стихи Рюккерта, хотя и появившиеся в счастливый год для композитора (он обрел семейное счастье с красавицей Альмой Шиндлер), – вовсе не о безоблачном покое. Это поиск себя, попытки обретения гармонии. ГАСО РТ замечательно передал всю амплитуду чувств от меланхолии, печали – к надежде на утешение. Когда голос певицы уходил ввысь, на тишайшее пиано, то оркестр буквально «зависал», находя самые деликатные нюансы, и зал испытывал ощущение погружения в нирвану.
Тандем Альбины Шагимуратовой и Александра Сладковского – это особая история. Музыканты в творческом содружестве с 2004 года, и их тонкая настройка друг на друга дает выдающиеся результаты. Оркестр дополнял, договаривал, комментировал то, о чем пела солистка, но делал это корректно, нигде не «давя», не заглушая вокальную линию. И в то же время в звучании была и мощь, и драматизм, и нежность… Публика сразу же оценила и приняла художественное высказывание музыкантов: аплодисменты вспыхивали уже с середины цикла, так как некоторые особенно восторженные слушатели не могли сдержать эмоции. А в конце, после горячих оваций, на бис прозвучали две песни Рихарда Штрауса: «Сесили» – страстное высказывание, где голос Альбины парил на фоне бушующего оркестрового моря, – и Morgen! («Завтра!») со знаменитым соло скрипки (его прекрасно сыграла концертмейстер Алина Яконина). Лучезарная безмятежность этой песни завершила концерт на позитивной ноте, внушив надежду, что «красота спасет мир».