Идея фестиваля – необычная, и заключается в творческом соревновании и в тоже время содружестве симфонического оркестра и органа, рождающем музыкальную феерию – красок, тембров, образов. «Мы такого еще не делали, и для нас это будет расширением рамок, возможностью показать то, что может и делает оркестр. Идея фестиваля родилась очень просто, ведь в ГБКЗ есть орган и оркестр. Также существуют всемирно известные фантастические исполнители-органисты, которые никогда не приезжали в Казань», — так охарактеризовал идею создания фестиваля маэстро Александр Сладковский.
Фестиваль был учрежден в 2020 году, и за свою пока недолгую историю сумел приобрести своих почитателей и вызвать неподдельный интерес публики. По словам куратора программы доктора искусствоведения, профессора Евгении Кривицкой, «успех проекта подтолкнул к дальнейшему расширению репертуарных и исполнительских рамок, так что программа Третьего фестиваля принесет множество открытий и сюрпризов».
В четырех концертах выступят музыканты из разных стран. Среди солистов-органистов – лауреаты международных конкурсов, призеры премии «Органист года» Хироко Иноуэ (Япония) и Моше Ариэль Ганелин (Москва), лауреат Премии Москвы, профессор Евгения Кривицкая (Москва), заслуженный артист России, профессор Даниэль Зарецкий (Санкт-Петербург), народный артист России и Республики Татарстан Рубин Абдуллин (Казань). Не менее впечатляющий список дирижеров: Дмитрий Матвиенко (Беларусь), Джереми Уолкер (Великобритания), Антон Шабуров (Екатеринбург), Алексей Уткин (Москва).
Многие произведения в афише отмечены ремаркой: «Впервые в Казани». И это касается как наследия классиков – Симфония си-бемоль И.К. Баха, «Триумфальная фантазия» Т. Дюбуа, симфоническая поэма «Фаэтон» К. Сен-Санса, «Торжественная прелюдия к открытию Венского Концертхауса» Р. Штрауса, Концерт для органа и струнных Х. Шмидта, так и современных авторов. Прозвучат премьеры сочинений: «Con moto morto фантазия для 4-х вёдер, 12 струнных, органа и маленькой заводной обезьянки» Юрия Каспарова, Двойного концерта «Сoincidentia оppositorum» («Единство противоположностей») Давида Кривицкого, а «Лабарданс» Анжелики Комиссаренко и вовсе станет мировой премьерой – композитор специально создала версию для органа, чтеца и симфонического оркестра для фестиваля в Казани.
Впервые орган будет звучать не только в тандеме с оркестром, но и с роялем. В фестивале примут участие два лауреата Международного конкурса имени П.И. Чайковского – Константин Емельянов (Москва) и Мирослав Култышев (Санкт-Петербург). Будет и музыкально-драматические композиции, когда в качестве солиста выступит актер Петр Татарицкий.
Каждая из программ имеет свою магистральную тему, выраженную в названии. 16 марта фестиваль откроется «Триумфальной фантазий», и вечер будет включать преимущественно музыку французских композиторов XIX-XX века. 19 марта публику ждут «Музыкальные инсталляции» – произведения с театральными эффектами, от Генделя (концерт «Кукушка и Соловей»), Гайдна («Детская симфония») до Шнитке (фрагменты из «Гоголь-сюиты»). Программа 23 марта названа «Поэмой огня», и здесь не обойдется без произведения юбиляра этого года Александра Скрябина. Его «Прометей» предстанет в окружении «огненных» партитур, в том числе сюиты из «Жар-птицы» другого юбиляра – Игоря Стравинского.
Завершится фестиваль 26 марта программой «Вокруг Баха», где музыка классика всех времен И.С. Баха и его сыновей срифмуется с величественной Третьей симфонией Сен-Санса (с органом).