В гости к Чайковскому События

В гости к Чайковскому

Оркестр Musica Viva выступил на фестивале «Весна в Клину»

Дом Чайковского в Клину – гостеприимный центр притяжения с бурно кипящей концертной деятельностью. Совсем скоро, в июне, там развернется Международный фестиваль искусств П.И.Чайковского, в преддверии такого крупного действа традиционно проходит и другое событие – чуть более камерного масштаба, но как раз не этим ли и привлекающее наше внимание?

Фестиваль «Весна в Клину» проходит с середины 1960-х годов и ежегодно посвящается дню рождения Петра Ильича. В этом году он открылся 25 апреля романсами Чайковского и Рахманинова в исполнении солистов музыкального театра «Геликон-опера», а завершился выступлениями лауреатов Международного юношеского конкурса имени П.И.Чайковского.

Прочная, проверенная временем творческая дружба связывает Музей-заповедник с Московским камерным оркестром Musica Viva. Концерт именно этого коллектива всякий раз становится одним из кульминационных событий фестиваля.

«Мы с удовольствием приезжаем сюда каждый год, а от этого становится все труднее составлять новые программы», – обратился к слушателям художественный руководитель оркестра Александр Рудин. «Проблемы» с репертуаром для поклонников Musica Viva уж точно всегда остаются призрачными. Мало кто еще может предложить публике такой спектр жанров и стилей, многочисленных интересных солистов и разнообразных проектов.

Нынешний концерт в Клину не обошелся без репертуарного эксклюзива. Имя композитора Антона Аренского, наверное, многим знакомо, но широко ли известна его музыка? Творчество композитора оказалось оттеснено на дальний план его более яркими и успешными современниками.

Переписка и личные встречи с Чайковским оказали колоссальное влияние на формирование творческого почерка Аренского. Да, он многое воспринял от великого мастера, но, самое главное, благодаря собственному немалому таланту смог «продолжить» его в исключительно самобытной форме.

В исполнении оркестра Musica Viva прозвучал Второй квартет (1894) А.С.Аренского, посвященный памяти П.И.Чайковского. Ни много ни мало слушатели в этот вечер оказались на премьере новой версии квартета для струнного оркестра!

Мало того, что изначально композитор для достижения драматического образа интересно расставил тембровые акценты (партии скрипок сокращены до одной, а виолончелей наоборот стало две), впоследствии он сам, вероятно, желая полнозвучности, оркестровал вторую часть. Инструментовка первой части и финала – работа Александра Рудина.

Интуитивно квартет и раньше хотелось услышать в таком звучании: новая оркестровка получилась без фактурной перегруженности, внятной и логичной. Рудин, по существу, усилил не партитуру, а содержание – уникальный случай в художественной практике.

Музыканты осмысленно откликались на каждый точный жест дирижера, их профессиональный уровень позволил сыграть партитуру Аренского во всех деталях, со всеми нюансами.

Интерпретация – тонкая вещь, но всегда симпатизирует одно – то, что ключ к ней Musica Viva ищет в авторском замысле. Во втором квартете у Аренского поначалу сдержанная скорбь достигает огромной драматической силы. Развить эту идею спокойно и последовательно, как по единой восходящей линии, при этом еще и так эмоционально – завидное мастерство.

Во втором отделении прозвучал «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса, несущий уже совсем другую смысловую нагрузку… Зоологическая фантазия в этом сезоне уже исполнялась коллективом в Доме музыки на открытии абонемента «Серебряная классика»: произведение претендует быть своеобразным «хитом» в репертуаре оркестра.

Трактовка «Карнавала» в исполнении Musica Viva, с одной стороны, не содержит ничего экстравагантного (нет вездесущих визуализаций, театральных экспериментов), с другой, – соответствуя классической традиции, она органично подходит строгому и академичному стилю оркестра, профессиональный уровень которого позволяет обойтись без таких дополнений. Литературный текст, кстати говоря, читал сам Александр Рудин – с присущей ему сдержанностью и умением представить юмор и где-то даже сатиру самым деликатным образом.

Партитура Сен-Санса буквально пестрит остроумными приемами: здесь и звукоподражание, и комические несоответствия, неожиданные сочетания, игра с тембрами, звуками, паузами… Кажется, что для оркестра дело остается «за малым»? Но ведь еще нужно до предела усилить гротеск почти с первого номера, когда струнные «упрямо» повторяют одну интонацию, еще необходимо максимально похоже изобразить кудахтанье в «Курицах» и добиться трогательной тяжеловесности в «Слоне». Любая из подобных задач получается у музыкантов убедительно, с блеском и с потрясающим чувством юмора.