Заключительный вечер абонемента «Другое пространство. Weekend» пройдет в формате марафона

18.03.2022
Заключительный вечер абонемента «Другое пространство. Weekend» пройдет в формате марафона

В Московской филармонии продолжаются концерты новых абонементов, посвященных современной музыке. Один из них призван воссоздать атмосферу фестиваля «Другое пространство», одного из наиболее любимых публикой филармонических проектов. Абонемент «Другое пространство. Weekend» обращается к формату марафона, с успехом проведенного на фестивале в 2020 году: вечер из трех концертов, каждый в одном отделении. Программу цикла составили три таких марафона, финальный ждет публику 26 марта.

Марафоны абонемента «Другое пространство. Weekend» выстроены как максимально разнообразная панорама музыки последних десятилетий. Открывают третий марафон постоянные участники концертов Московской филармонии и фестиваля «Другое пространство» – Госоркестр имени Е. Ф. Светланова и дирижёр Фёдор Леднёв, а также виолончелист Александр Рамм. Они исполнят сочинения композиторов трех поколений – Анри Дютийё (1916–2013, Франция), Тору Такемицу (1930–1996, Япония) и нашего современника Магнуса Линдберга (р. 1958, Финляндия). Центральное место в программе занимает виолончельный концерт  «Целый мир вдали…» Дютийё, написанный для Мстислава Ростроповича. Линдберг и Такемицу принадлежат совсем к другим композиторским школам, но их пьесы Vivo и How slow the Wind тяготеют к лучшим образцам французской музыки ХХ века – в первую очередь к шедеврам Дебюсси и Равеля, которыми вдохновлялся и Дютийё.

Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ) продолжит вечер сочинениями двух ярчайших представителей европейского послевоенного авангарда – Яниса Ксенакиса и Дьёрдя Лигети. Камерный концерт Лигети – один из наиболее ярких и показательных его опусов, тогда как À l’île de Gorée для клавесина и ансамбля, наоборот, – яркий пример «нетипичного» Ксенакиса. Многие его произведения, созданные с применением математических методов и компьютерных программ, воспринимаются как чересчур рациональные, написанные в отрыве от вдохновения и к тому же непомерно громкие, но в сочинениях Ксенакиса для клавесина (соло и с ансамблем) хватает и эмоций, и виртуозности, и лирики. В программе также – «Над лунами» для сопрано, ансамбля и живой электроники, произведение нашего современника Алексея Сысоева.

В финале марафона – традиционный постконцерт: короткое заключительное отделение, в котором прозвучит сочинение The Rothko Chapel («Капелла Ротко») для сопрано, контральто, смешанного хора и трех инструментов Мортона Фелдмана. Один из самых самобытных американских композиторов второй половины ХХ века, Фелдман известен в том числе сочинениями, которые могут продолжаться по несколько часов, превращая восприятие музыки в новый экзистенциальный опыт. «Капелла Ротко», вдохновленная образами полотен Марка Ротко, длится меньше получаса. «Образы Ротко заполняют его полотна целиком, – рассказывал Фелдман, – и я хотел добиться того же эффекта в музыке; она должна заполнять все восьмиугольное пространство капеллы, но быть неслышной на расстоянии». Сочинение исполнят Дарья Хрисанова, Анастасия Бондарева, Павел Романенко, Михаил Дубов, Дмитрий Щёлкин и вокальный ансамбль Intrada под управлением Екатерины Антоненко. Попасть на постконцерт можно по билету на любой из двух предыдущих концертов или купив билет стоимостью 100 рублей.