20 марта одной из самых выдающихся женщин нашего времени Ирине Александровне Антоновой (1922–2020) исполняется 100 лет со дня рождения. Совсем немного она не дожила до этой даты, и сейчас мы думаем о ней с благодарностью и восхищением за все ее высокие деяния.
Ирина Антонова работала на посту директора ГМИИ имени А.С.Пушкина с 1961 по 2013 год, а затем стала президентом своего любимого детища. Именно при ней он обрел свое лицо, войдя в десятку главных музеев мира, расширился, расположив свои коллекции в одиннадцати зданиях. Ирина Антонова неоднократно говорила, что музей – вся ее жизнь: она провела в нем 75 лет, впервые начав работать как научный сотрудник в 1945 году. Возвращение шедевров Дрезденской галереи, экспозиция «Моны Лизы», выставки «Москва – Париж» и «Москва – Берлин», музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера»… Она ставила перед собой фантастические цели и умела добиваться желаемого.
Ирина Александровна охотно общалась с прессой, говорила глубокие вещи, не избегая острых углов. И мы вновь перечитаем некоторые ее интервью, чтобы попробовать создать юбилейный портрет.
- Летом 1981 года Святослав Теофилович Рихтер пригласил меня во Францию, где он руководил музыкальным фестивалем в Туре. Концерты проходили в большом амбаре XIII века, где стулья стояли прямо на земле. Были очень важные гости, жена французского президента Клод Помпиду. Играли мировые звезды классической музыки. После концерта был большой званый ужин. Я спросила Рихтера: «Святослав Теофилович, а почему не в нашей стране?» – «А где?» – ответил он вопросом. – «В нашем музее». Он промолчал. Не буду настаивать, подумала я. Ужин закончился, мы вышли пройтись. И вдруг он говорит: «А что если мы начнем в декабре?» У меня буквально челюсть отвалилась. «Но имейте в виду, мои программы должны быть логически связаны с залом, куда я пришел». А я знала, что он художник, учился у Фалька. «Мне нужна специальная выставка». Так мы стали синхронизировать наши выставки с его музыкальными программами.
- До сих пор не решен вопрос воссоединения коллекции Щукина и Морозова, восстановления Музея нового западного искусства, который был ликвидирован постановлением Совета министров 1948 года в рамках борьбы с космополитизмом. Разделение коллекции между Пушкинским и Эрмитажем – это преступление, которое продолжается до сих пор. Меня задевает равнодушие и постыдная леность художественной общественности в этом вопросе.
- С 1974 года была инициатива нашего музея – мы этим гордимся – мы стали, наконец, показывать отечественное искусство на выставках рядом с зарубежным. У нас же была строгая граница. Эрмитаж – это только зарубежное, это – только отечественное. И мы сделали выставку портрета, на которую народ валом валил. Потому что Серов Валентин там висел рядом с Ренуаром, а Врубель рядом с Цорном – они оба писали Мамонтова. Публика воспринимала это как что-то особенное. И эта всемирная отзывчивость, это желание выйти на весь мир. Ведь музей проделал огромную работу окна в мир на определенном этапе: когда нигде не показывали, показывали в музее Пушкина.
- Мода, безусловно, искусство, у нее все параметры искусства. Но даже этого все равно недостаточно. Ни одну из этих выставок я не приглашала сама. Мне ее предлагали марки, и я давала на это согласие. При одном условии: что мы непременно найдем связи и обращения их дизайнеров к искусству. С Шанель долго искать не пришлось: ее сотрудничеству с Дягилевым, Пикассо, Кокто посвящены главы в монографиях по искусству. А вот на Диора Пушкинский музей открыл столичным модницам глаза.
- Мы провели выставку «Диалоги в пространстве искусства»: дипилонская ваза VI века нашей эры и Эйфелева башня, Пикассо и африканское искусство. Но выставлять совсем современное искусство в академическом музее… Вы знаете, я в течение многих лет работала вице-президентом Международного музейного совета и наблюдала за тем, как строится Центр Помпиду, музей Орсе, как разделяли Лувр. Помню, приезжала в Париж на неделю, и мне давали во-о-о-от такие подшивки газет. Все обсуждали публично, на чем заканчивать Лувр: на импрессионистах или, может, на искусстве Революции 1848 года. Вы знаете, наш музей на протяжении столетия от многих других отличало то, что он хорошо слышал свое. И свое время тоже. И умел на него откликаться.
- Меня часто спрашивают, что такое «Черный квадрат» Малевича. Я отвечаю: это декларация – «Ребята, все кончилось».
- Музеи – фундаментальные учреждения. Даже такое серьезное событие, как пандемия, не может серьезно на них повлиять. Сейчас хорошее время, чтобы задуматься и музейщикам, и зрителям, и художникам о том, какова роль художественной культуры в жизни человека. Это важное испытание для человека. Здесь много ракурсов. Это и вопросы нашего контакта с миром, идут ли они по накатанной или, может быть, пора сойти с привычной колеи. В общем, мы все получили незапланированный кусок времени для себя. Надо воспринимать его как подарок, использовать его с максимальной пользой.
- В молодости тренировалась на разновысотных брусьях. Летала, делала кульбиты. В Германии у нас в школе был такой товарищ Эрик, он привил любовь к спорту. Еще он меня научил правильно плавать. Ну а потом я приехала в Москву, а тут бассейнов нет. В Берлине в каждом районе был. И постепенно мои перспективы растаяли. Но спорт я очень любила.
- У меня нет резкого ощущения перелома в желаниях, в действии, в функционировании. Всё, кажется, так и будет. Не потому, что я считаю себя бессмертной. Нет. Просто я действительно не думаю о смерти. Без всякого кокетства.
- Моя записная книжка – это особый документ. И сегодня многим, кто там записан, я уже звонить не могу. По одной причине: их уже нет на этом свете. Вот вам мой ответ на вопрос об одиночестве.
- Пока не появились зеленые листочки, пока не видно новых Рублева, Леонардо, Караваджо, Гойи, Мане, Пикассо, огорчаться не надо – человечество создало столько великого, что и нам с вами хватит вполне, и вообще всем. Так получилось, что моя специальность подразумевает историческое видение. И в истории уже бывали такие моменты, когда все подходило, казалось бы, к финальной точке, но потом вдруг появлялись новые люди и что-то происходило. На это и следует надеяться.
- Я не хочу нигде жить, мне интересно здесь. При всей при той боли, при тех разочарованиях, при тех очарованиях, которые я испытала… Я знаю огромное количество самых положительных вещей, которые я могла бы сказать своей стране, и которые меня держат здесь, так как я люблю Россию. Во всех ее противоречиях, в том, какая она есть – так как я люблю своих близких людей.