Путешествие в мир Анонсы

Путешествие в мир

Музыкальный туризм как один из способов разнообразить свою культурную жизнь

Ценителям европейских оперных новинок и симфонических концертов придется, вероятно, на какое-то время умерить аппетиты в ожидании стабилизации курса основных валют. Однако, несмотря на неоптимистичные биржевые сводки, соотечественники, привыкшие к культурному досугу за рубежом, вряд ли разом откажутся от посещения ведущих концертных залов. Тем счастливчикам, чьи планы вылазок в еврозону не изменились после очередных санкционных игр, адресована наша музыкально-географическая шпаргалка.

«Feel Berlin»

Русские следы в германской столице неизбежно ведут к двум симфоническим титанам – крупнейшему Берлинскому филармоническому оркестру и чуть скромнее рангом Симфоническому оркестру Берлинского радио. Для первого коллектива новым творческим курсом ознаменовалось назначение на пост главного дирижера с сезона 2019/20 Кирилла Петренко, выходца из России. Нынешний лидер – хоть и поседевший, но все такой же дерзкий и бескомпромиссный сэр Саймон Рэттл уже с августа целиком переключится на Лондонский симфонический оркестр, уступив подиум в Берлине своему правопреемнику – по мнению филармонического «конклава», «личности скрупулезной, дотошной и при этом умеющей вдохновлять, вести за собой».  Кирилл Петренко неоднократно выступит в новом сезоне в сериях концертов и турах с Берлинским филармоническим – пока в качестве приглашенного дирижера. Наиболее интригующее событие – тандем с Патрицией Копачинской в марте и апреле.

Намерения Симфонического оркестра Берлинского радио, напротив, представлены в мельчайших деталях. Во-первых, Бретт Дин выбран композитором-резидентом. Даже мельком взглянув на биографию австралийского музыканта, невозможно не зацепиться за примечательный факт – автор недавней оперной адаптации шекспировской трагедии «Гамлет», с триумфом представленной на Глайнд­борнском фестивале-2017, посвятил четырнадцать лет своей артистической карьеры игре на альте в Берлинском филармоническом оркестре. Так что с какой-то точки зрения это приглашение можно трактовать как искусство конкурентной тактики. Кстати, за работу над партитурой «Гамлета» Владимир Юровский, с 2017 года художественный руководитель Симфонического оркестра Берлинского радио, был удостоен престижного приза «International Opera Awards 2018» как «лучший дирижер». В отличие от титульного героя оперы, задававшегося сакраментальным вопросом о смысле бытия, для Юровского не существует колебаний – «to conduct or not to conduct?» Ответ – на афишах оркестра Берлинского радио: в сезоне 2018/19 сочинения Дина появятся в трех симфонических и двух камерных программах. «Социологическая» кантата (как ее в шутку охарактеризовал автор) «Vexations and Devotions» для детского хора, смешанного хора и большого оркестра (2005) и Пасторальная симфония для камерного оркестра (2000) встретятся с музыкой Бриттена, Шумана, Гайдна. В Альтовом концерте (2004) Дин сам выйдет на сцену в качестве солиста.

Во-вторых, еще год назад Владимир Юровский дал понять своим новым подопечным, что репертуарные постулаты, провозглашенные в свое время экс-руководителем Мареком Яновским, отныне теряют силу, и на пульты возвращаются хорошо забытые оркестром малеровские вещи, а также выполненные Малером редакции симфоний Бетховена. Процесс вспоминания был запущен еще летом – Юровский включил в одну из программ симфоническую поэму «Totenfeier», и уже в сентябре из нее выросло полнокровное, впечатляющее исполнение Второй симфонии, возможно, еще чуть скованное, но в высшей степени педантичное. В новом сезоне дирижер-просветитель представит в Берлине собственный взгляд на пятичастную версию Первой симфонии (с «Blumine») и впервые в своей практике подступится к фактически девятой симфонии Малера, получившей вместо номера название – «Песнь о земле». Совпадение или нет, но обе партитуры отвечают экологической теме, поставленной во главу угла целого ряда симфонических программ оркестра.

«London Calling»

Меняем геолокацию и отправляемся на родину Шекспира, но все еще держим в фокусе фигуру Юровского.

Музыкальная одиссея «Changing faces: Stravinsky’s Journey» в честь великого композитора продлится до декабря 2018 года. Для публики Королевского фестивального зала это отличная новость, а для Юровского – не только побуждение к философскому переосмыслению двадцатого столетия сквозь призму музыкальных идей Стравинского, но и возвращение к опере «Похождения повесы» спустя восемь лет после глайндборнской постановки. На партию Тома Рэкуэлла приглашен тенор Аллан Клэйтон – да-да, тот самый глайндборнский Гамлет, о котором упоминалось ранее, и это о нем, кстати, писал критик The Times: «Забудьте о Камбербэтче. Забудьте даже о Джоне Гилгуде. Я не видел, чтобы кто-то играл принца датского ярче в плане физического существования актера в образе, эмоционально более впечатляюще и психологически проницательнее, чем он». Возвращаясь к Стравинскому, Юровский также представит неоклассический раритет – редко звучащую целиком музыку из одноактного балета «Орфей» и самое крупное произведение последнего периода творчества композитора – ораторию «Плач пророка Иеремии» (1958). Трагическое произведение на ветхозаветные тексты встретится в одной программе с «новым конт­рапунктом слова и музыки» – «Симфонией» Лучано Берио. Это только два из двенадцати концертов Юровского в Лондоне (столько же – в Берлине). Каждый из них заслуживает внимания и, безусловно, стоит денег, потраченных на визу, перелет и отель.

Еще один очень важный проект, приуроченный к десятилетию художественного руководства Юровского лондонским коллективом – главный труд жизни Вагнера, оперная тетралогия «Кольцо нибелунга». Ее пролог – «Золото Рейна» – был представлен этой зимой. После впечатляющего «Воццека» на Зальцбургском фестивале-2017 немецкий бас-баритон Маттиас Гёрне, кажется, прочно вошел в круг тех счастливых музыкантов, с которыми Юровский готов работать в любой точке мира, и Лондон не стал исключением – Гёрне пел Вотана в «Золоте Рейна» в январе, он же появится и в «Валькирии». Брунгильда – тоже давняя знакомая, солистка «Геликон-оперы» Светлана Создателева – работала с Юровским в постановке «Огненного ангела» несколько лет назад в Мюнхене. Юровский, дирижирующий Вагнера – в Москве такого точно не увидишь.

«Вечно юный Амстердам»

Если бы Барбара Ханниган вдруг стала солисткой Московской филармонии, то ее персональный абонемент, вероятнее всего, назывался бы «Барбара Ханниган поет и дирижирует». Часто эти два процесса дополняют друг друга – канадское сопрано управляет оркестром, одновременно исполняя ту или иную арию. Эпатирующая, раскованная Ханниган, для которой интимное пространство актера – выставленный напоказ, почти до отвращения реалистичный психологический портрет героя, в какой-то момент решила, что пришло время ее дебюта в качестве оперного дирижера и выбрала для этой цели все того же Стравинского и «Похождения повесы». Кастинг солистов полуконцертной постановки с Гётеборгским симфоническим оркестром проводился в Стокгольме, Цюрихе, Париже и Лондоне. Для чего такие сложности? Как руководитель проекта Equilibrium, Ханниган оказывает поддержку выпускникам высших учебных заведений по специальности «оперный вокал», столкнувшимся с разными сложностями в начале карьеры. Амстердамский Concertgebouw не просто поддержал эту инициативу, но назвал «Похождения» одним из самых ожидаемых событий сезона 2018/19. Выбор вполне отвечает духу самого города, соблазняющего на самые безрассудные авантюры.

«Vienna waits for you»

Обратить взоры в сторону австрийской столицы стоит тем, для кого Пермь, musicAeterna, Теодор Курентзис – синонимы чего-то гениального по своей смелости, ультра-современного, революционного, неизменно производящего впечатление даже на самых далеких от классической музыки людей. Публике венского Концертхауса, уже довольно прилично знакомой с «пермским феноменом», предстоит услышать сочинение современного французского композитора-постмодерниста Филиппа Эрсана «Tristia» для камерного оркестра и хора, написанное на стихи французских заключенных, дополненное по заказу команды Курентзиса корсиканскими куплетами, японскими хокку, текстами на русском. Название отсылает к заглавию сборника стихов Осипа Мандельштама «Tristia», которое в свою очередь является аллюзией на «Скорбные элегии» Овидия. Мировая премьера этого меланхолического опуса состоялась два года назад на Дягилевском фестивале. Насколько чутко отнесется к «Tristia» «вертлявая» Вена «в дирижерских фрачках», можно будет узнать уже осенью.

Центральное событие конца сезона 2018/19 в Концертхаусе выглядит более традиционно: это сочинение-исполин – Восьмая симфония Малера, одно из величайших музыкальных полотен XX века и самое длинное любовное письмо в музыкальной истории («Каждая нота адресована тебе», – признавался Малер своей супруге). «Светская оратория», «драматическая кантата», «месса» (как поэтично называл ее сам Малер) требует от дирижера гораздо больше, чем любая другая симфоническая партитура того же автора – не только в отношении баланса между оркестром, хорами и солистами, но, главным образом, в сочленении идей и установлении внутренних музыкальных связей. Исполнение Восьмой подчас омрачают солисты или хор, недостаточно интегрированные в музыкальную и эмоциональную текстуру произведения. Две части этой монументальной фрески – полифонический латинский гимн «Veni, creator spiritus» и последняя сцена из гётевского «Фауста» с ее идеей гуманистического спасения через «вечное женственное», пример немецкого романтизма, зачастую решены не равноценно. Для многих эталон существует только в записи – и это знаменитая, миллион раз скопированная и перевыпущенная даже на пиратских дисках версия Георга Шолти с Чикагским симфоническим оркестром, объединенным хором Венской оперы, ансамблями «Singverein» и «Vienna Boys Choir». Приуроченная ко дню памяти Малера Восьмая в Концертхаусе будет «срежиссирована» Францем Вельзер-Мёстом, одним из признанных интерпретаторов австрийских композиторов-романтиков.

«В милой Праге»

Чешский филармонический оркестр еще никогда не сотрудничал с сэром Саймоном Рэттлом. В новом сезоне пражская публика будет несказанно рада обнаружить на афишах Рудольфинума имя одного из самых титулованных европейских дирижеров современности. На три концерта в Праге Рэттл приедет не один, а с верной спутницей – меццо-сопрано Магдаленой Коженой, – и обязуется представить симфоническую поэму «Золотая прялка» Дворжака, созданную под впечатлением баллад и стихотворений Яромира Эрбена, а также «Песнь о земле» Малера (при участии тенора Саймона О’Нила).

События декабря Анонсы

События декабря

О Декабрьских вечерах, премьере оперы-сказки Сергея Баневича и фестивале «Площадь искусств»

События ноября Анонсы

События ноября

Фестиваль «Пять вечеров», новое сочинение «Ноно» Алексея Сысоева и балетные премьеры в МАМТ

События октября Анонсы

События октября

Фестиваль искусств «Хворостовский», возвращение оперы Джона Адамса и выставка в центре «Зотов»

События сентября Анонсы

События сентября

Грандиозная оратория А. Шёнберга, программа советских редкостей и концерт, посвященный А. Кацу

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

БЕРЛИН

14 октября
2018

Берлинская филармония

Шуберт – Симфония № 4 («Трагическая»)

Малер – «Песнь о земле»

Солисты – Сара Конноли (Великобритания)
и Торстен Керл (Германия)

Симфонический оркестр Берлинского радио

Дирижер – Владимир Юровский

9 декабря
2018

Берлинская филармония

Бриттен – Четыре морские интерлюдии из оперы «Питер Граймс»

Бретт Дин – Концерт для альта с оркестром

Солист – Бретт Дин (Австралия)

Шуман – Симфония № 3 («Рейнская»)

Симфонический оркестр Берлинского радио

Дирижер – Юн Стургордс (Финляндия)

31 марта
2019

Концертхаус

Брамс – Концерт № 1 для фортепиано с оркестром

Солист – Николя Ангелих
(фортепиано, Франция)

Малер – Симфония № 1 (с «Blumine»)

Симфонический оркестр Берлинского радио

Дирижер – Владимир Юровский

26 мая
2019

Берлинская филармония

Гайдн – Симфония № 45
(«Прощальная симфония»)

Малер – Пять песен на стихи Фридриха Рюккерта

Солист – Томас Хэмпсон (баритон, США)

Бретт Дин – «Vexations and Devotions» для детского хора, смешанного хора и большого оркестра

Симфонический оркестр Берлинского радио

Дирижер – Владимир Юровский

ЛОНДОН

3 ноября
2018

Королевский фестивальный зал

Стравинский – «Похождения повесы»

В рамках «Changing Faces: Stravinsky’s Journey»

Солисты:

Аллан Клейтон (тенор)

София Бургос (сопрано)

Мэтью Роуз (бас) и др.

London Voices

Лондонский филармонический оркестр

Дирижер – Владимир Юровский

8 декабря
2018

Королевский фестивальный зал

Стравинский – «Вариации памяти Олдоса Хаксли»

Стравинский – «Танго»

Стравинский – «Плач пророка Иеремии»

Берио – «Симфония»

The Swingles

Лондонский филармонический оркестр

Лондонский филармонический хор

Дирижер – Владимир Юровский

27 января
2019

Королевский фестивальный зал

Вагнер – «Валькирия»

Солисты:

Маттиас Гёрне (бас-баритон)

Стюарт Скелтон (тенор)

Мишель ДеЯнг (меццо-сопрано)

Стивен Миллинг (бас)

Светлана Создателева (сопрано) и др.

Лондонский филармонический оркестр

Дирижер – Владимир Юровский

АМСТЕРДАМ

23 мая
2019

Консертгебау, Большой зал

Стравинский – «Похождения повесы»

Ludwig Ensemble

Дирижер – Барбара Ханниган

ВЕНА

23 октября
2018

Концертхаус, Большой зал

Эрсан – «Tristia»

Оркестр musicAeterna

Хор musicAeterna

Дирижер – Теодор Курентзис

11 мая
(15:30)
и 12 мая
(11:00)
2019

Концертхаус, Большой зал

Малер – Симфония № 8

Венский хор мальчиков

Wiener Singverein

Хор Венской певческой академии

Венский филармонический оркестр

Солисты: Эрин Уолл (сопрано)

Эмили Мэги (сопрано)

Регула Мюлеман (сопрано)

Петер Маттеи (баритон) и др.

Дирижер – Франц Вельзер-Мёст

ПРАГА

27,
28 февраля
и 1 марта
2019

Рудольфинум

Дворжак – симфоническая поэма «Золотая прялка»

Малер – «Песнь о земле»

Чешский филармонический оркестр

Солисты – Магдалена Кожена
(меццо-сопрано, Чехия)

Саймон О’Нил (тенор, Новая Зеландия)

Дирижер – Саймон Рэттл