Персимфанс отметит столетие гастролями по городам Сибири

21.03.2022
Персимфанс отметит столетие гастролями по городам Сибири

В 2022 году свое 100-летие отмечает Первый симфонический ансамбль  (Персимфанс). В марте легендарный коллектив впервые выступит в Сибири, гастроли пройдут в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны». Гастроли начнутся 21 марта в Красноярске, на сцене Красноярской краевой филармонии, а продолжатся в Новосибирске, где коллектив выступит в рамках IX Транссибирского Арт–Фестиваля, который возглавляет выдающийся скрипач Вадим Репин.

Первый симфонический ансамбль был основан в 1922 году по инициативе Льва Цейтлина, признанного солиста-скрипача, которого называли «лучшим концертмейстером Европы». Московский оркестр без дирижера быстро завоевал мировую славу как один из лучших симфонических коллективов своего времени. Персимфанс почти не выступал за пределами столицы и ни разу не выезжал за рубеж. По образцу Персимфанса были созданы симфонические ансамбли не только в городах СССР, но и в разных странах. В 1933 году деятельность ансамбля была прекращена, и уникальный коллектив был возрожден лишь в 2009 году благодаря энтузиазму московских музыкантов.

В юбилейном концерте коллектив «передаёт привет» Вторсимфансу (Киев), Петросимфансу (Петроград), Варшавскому симфоническому ансамблю, оркестру без дирижера лейпцигского Гевандхауса и Амсимфансу (Нью-Йорк): прозвучит по одному произведению от каждой страны, где в 1920-е по примеру и в подражание Персимфансу возник свой симфонический ансамбль. Такой выбор программы позволяет показать пять ансамблей, разных по составу и художественным задачам.

Второй бранденбургский концерт Иоганна Себастьяна Баха — образец барочной инструментальной капеллы и отсылка к Лейпцигу, городу, где в 1723–1750 жил немецкий мастер, а в 1920-е оркестр Гевандхауса давал концерты в качестве симфонического ансамбля. Варшавский симфонический ансамбль дал повод обратиться к знаковой для ХХ века партитуре «Плач по жертвам Хиросимы» Кшиштофа Пендерецкого, которая станет демонстрацией универсальных возможностей струнной группы Персимфанса.

«Ромео и Джульетта» Чайковского — обращение к традициям романтического оркестра, Персимфанс реконструирует специфические приемы игры позапрошлого века. «Рапсодия в стиле блюз» Гершвина (солист — Пётр Айду) прозвучит в честь American Symphony Ensemble, Нью-Йоркского собрата Персимфанса, который базировался и выступал в Карнеги-холле. На четверть часа Персимфанс перевоплотится в биг-бэнд.

Наконец, партитура классика украинской музыки Юлия Мейтуса и основателя первого джаз-банда в СССР — эксклюзивная репертуарная находка Персимфанса. Яркая индустриальная пьеса, изображающая стройку плотины ДнепроГЭС, пылилась в архиве 80 лет, была заново открыта музыкантами Персимфанса и триумфально исполнена ими в Германии и в России.

Участники ансамбля подчеркивают, что Персимфанс — это не оркестр в привычном понимании слова, смыслы его акций лежат как в сфере искусства, так и в социальном поле. Персимфанс — максимально гибкий творческий организм: он может выступать в виде дуэта, а максимальный состав участников на данный момент — 486 человек. Исторически достоверный подход к материалу музыканты совмещают с творческой свободой, а выступления на академической сцене — с успешными проектами на театральных подмостках, на территории современного искусства, перформанса и саунд-арта.

Первый симфонический ансамбль, или Персимфанс, был основан в Москве в 1922 году по инициативе Льва Цейтлина. Отто Клемперер во время своего визита в Москву побывал на концерте Персимфанса, в котором исполнялась «Патетическая» симфония Чайковского: «Это самое совершенное исполнение, которое я только слышал. Если дело так пойдет и дальше, то вскоре мы, дирижеры, вынуждены будем искать себе другое призвание».

К своему пятилетию Персимфанс получил почетное звание «Заслуженный коллектив Республики». Ансамбль давал свыше 70 концертов в сезон, выступал не только в Большом зале консерватории, на своей «домашней» площадке, но и в цехах заводов и на открытом воздухе в Сокольниках. В 1933 году, когда идеи самоорганизации коллектива начали противоречить авторитарным доктринам советской власти, деятельность ансамбля была прекращена и возобновилась лишь в 2009 году.

Сегодня Персимфанс вновь состоит из музыкантов, ищущих новые подходы в исполнительском искусстве и находящих их в принципе ансамблевой игры и в коллективной интерпретации симфонических сочинений. Персимфанс выступает не только с концертными программами: под его эгидой проводятся выставки, лекции, театральные спектакли. Проекты Персимфанса были отмечены Гран-при премии Сергея Курёхина в области современного искусства, национальной театральной премией «Золотая маска». Гастрольные выступления коллектива в новейшей истории проходили во Франции, Норвегии и Германии.