ELENA ROZANOVA <br>MY MOTHER’S SONGBOOK <br>EVIDENCE CLASSICS Релизы

ELENA ROZANOVA
MY MOTHER’S SONGBOOK
EVIDENCE CLASSICS

My Mother’s Songbook («Сборник песен моей матери») – так называется новый диск пианистки Елены Розановой. В него вошли транскрипции вокальных произведений, сделанные Листом: семь песен Шуберта (среди которых «Аве Мария», «Лесной царь», «Форель» и другие хиты), четыре из Шести польских песен Шопена, «Любовная песня» Шумана и в дополнение – три сонета Петрарки из цикла «Годы странствий» самого Листа.

«Этот диск отражает мою потребность вернуться к пути, который я прошла, к моим истокам и музыкальным корням. Со многими из этих сочинений я познакомилась, когда я в юности аккомпанировала моей маме, оперной певице…» – пишет Елена в буклете к диску. Там же мы встречаем проникновенное посвящение: «Моей маме, такой щедрой, чуткой, светлой; той, что дала мне жизнь, научила меня любить и радостно жить».

Одесситка по рождению, Елена получила образование в Москве, в Гнесинской десятилетке и далее в Московской консерватории. Уже много лет Елена живет за рубежом и выступает во многих странах Европы, в особенности во Франции и Германии. Ее репертуар охватывает сочинения от барокко до современности. На лейбле harmonia mundi вышли ее диски с произведениями Равеля, Шнитке, Шимановского, Прокофьева и Шостаковича.

My Mother’s Songbook был записан на эксклюзивном рояле фирмы Stephen Paulello под названием Opus 102. Его изобретатель, французский профессор и пианист Стивен Паулелло,усовершенствовал конструкцию рояля: дал ему дополнительные клавиши в нижнем регистре (всего их 102, отсюда и название), сбалансировал его регистры, предпочел параллельную перетяжку струн для более элегантного звучания средней тесситуры. Как результат, крайние регистры не теряют насыщенности, чем-то напоминая наслоения обертонов клавесина или барочного фортепиано.

Лакмусовой бумагой этой программы является «Лесной царь» Шуберта. Любой пианист подтвердит, как тяжело играть повторяющиеся октавы в быстром темпе, а вдобавок Лист расцветил фактуру собственной орнаментикой сверху. Тем не менее весь виртуозный блеск и мастерство Елены отражается с наибольшей яркостью именно здесь: действие «скачет» вперед с необходимым напором, сбавляя интенсивность в моментах, изображающих чары Лесного царя. При этом мелодия всегда остается слышна, даже когда она запрятана в средних голосах. По словам пианистки, «в песнях с очень плотной фактурой моей задачей всегда было не терять линию голоса…», «казалось, что возможности инструмента это позволяли сделать гораздо больше». В нескольких песнях, особенно в «Аве Марии», чувствуются и вокальные корни музыки – в замедлениях перед началами фраз, как будто отражающих дыхание певицы. Среди Польских песен Шопена, пусть и более скромных по размерам, выделяется «Вакханалия» – всплеск бурных пассажей под ритм мазурки. Сонеты Петрарки не нарушают концепцию альбома, поскольку они изначально были вокальными сочинениями (есть ранняя авторская версия 1839 года); в них более всего отражается мечтательная натура Листа.

Стоит познакомиться с этим интересным диском и обратить внимание на необычный инструмент, который сейчас довольно популярен в Европе – помимо Франции, его приобрел Musikverein в Вене, и многие пианисты пользуются им для своих концертов и записей.