Партия Флории Тоски – одна из самых популярных и востребованных, но очень «заковыриста». Для того чтобы озвучить пуччиниевскую мощь и добиться в ней разных эмоциональных оттенков, нужно обладать настоящим драматическим сопрано с так называемыми темными красками тембра, с объемом и полетностью. Такими качествами природа наделила, например, народную артистку СССР Маквалу Касрашвили, исполнявшую эту партию в течении более чем сорока лет.
К 80-летнему юбилею Маквалы Филимоновны Фонд Елены Образцовой организовал замечательное событие – концертное исполнение «Тоски» в зале «Зарядье» с Хиблой Герзмава в главной партии. Событием этот вечер стал еще и потому, что накануне предшествующий дебют Хиблы Герзмава в этой партии в Музыкальном театре получился несколько блеклым: она ввелась в морально устаревший и маловыразительный спектакль, нас не совсем устраивали ее партнеры по сцене. В «Зарядье» все выглядело значительно лучше, убедительнее.
Концертное исполнение, правда, оказалось полуконцертным с чрезмерно условной театрализацией. Какой должна быть опера вне театра – вопрос дискуссионный, но чистота жанра еще никогда никого не подводила. А в нашем компромиссном случае все же есть к чему придраться. Если злополучный портрет Марии Магдалины в церкви у Каварадосси заменили фотографией Маквалы Касрашвили остроумно и удачно, то, например, корзина с завтраком, «выдавшая» Анжелотти, которая должна была в итоге оказаться пустой, остается полной. И подобных накладок в логике пусть и условной, но режиссуры, оказалось немало.
Хибла Герзмава в главной партии превзошла саму себя. На первый взгляд, Герзмава и Тоска – двойники по темпераменту, но вообще несовместимы с точки зрения вокальной техники. Голос у певицы легкий и лирический, никакое многолетнее «впевание» крепкого репертуара ее в драмсопрано не превратило. Но, обладая умом и стилистической грамотностью, она нашла для себя «ключ» к Тоске: свободно звучала в верхнем регистре, ничуть при этом не форсируя, старалась по-новому для себя озвучивать тихую динамику.
Надо отдать должное, Хибла Герзмава подошла к партии Тоски уже в статусе большой артистки, давно заслужив право на то, чтобы мы не сравнивали ее с эталонными исполнительницами этой партии и не экзаменовали. Лет двадцать назад контекст был бы иным. Но сегодня она предложила своей публике свою Тоску – лишенную позерства и всего наносного, отчаянную, страстную, любящую и способную ради своей любви абсолютно на все. Безусловно, ее прочтение очень индивидуально.
Интересно, что затруднительно отдельно от Тоски-Герзмавы говорить о Каварадосси и Скарпиа. Михаил Пирогов и Алексей Зеленков, обладая подходящими для своих партий голосами, полноценно раскрывались именно в диалогах с главной героиней, в эмоциональной связи с ней. Но это не умаляет их достоинств, продемонстрированных в сольных номерах, –наоборот, достигнутый ансамблевый эффект сегодня на вес золота.
Второстепенные, но вместе с тем драматургически важные роли взяли на себя артисты Молодежной оперной программы Большого театра под руководством Дмитрия Вдовина: Алексей Кулагин (Анджелотти, Шарроне, Тюремщик), Георгий Екимов (Ризничий), Алексей Курсанов (Сполетта). Новое поколение нашей молодежки вселяет надежду на светлое будущее – у них потрясающие голоса, они с азартом развиваются по всем профессиональным параметрам. Всего лишь одним днем раньше перед «Тоской» эти молодые певцы также в честь Маквалы Касрашвили, которая преподает в программе, исполнили сцены из «Волшебной флейты» Моцарта – так стилистически грамотно сейчас не поют ни в одном московском театре.
«Ложка дегтя» в праздничной «Тоске» – дирижер Михаил Татарников, экстренно заменивший итальянца Джанлуку Марчано. Даже такой гибкий и профессиональный коллектив, как БСО имени П.И.Чайковского, он дестабилизировал «кричащей» и бравурной подачей. Неважно, что звучит преимущественно плотная оркестровка – динамическую палитру Пуччини не отменял и предлагал гениально использовать. После абсолютного фиаско Татарникова прошлым летом на гала-концерте Конкурса Елены Образцовой очередная неудача вновь дает нам повод задуматься.
В графике Хиблы Герзмава на следующий сезон запланировано пятнадцать выступлений в партии Тоска на сцене Метрополитен-оперы в Нью-Йорке. Будем надеяться, что они успешно состоятся.