В День работника культуры были названы имена лауреатов премий Президента для молодых деятелей культуры и за произведения для детей и юношества 2021 года. Ими стали – прима-балерина балета МАМТ имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Оксана Кардаш, солистка Симфонического оркестра Мариинского театра арфистка Софья Кипрская и художественный руководитель Московского государственного детского музыкального театра имени Н.И. Сац, режиссер Георгий Исаакян.
На встрече с Президентом РФ В.В. Путиным, проходившей в режиме видеоконференции, участвовали Советник Президента РФ В.И. Толстой, министр культуры РФ О.Б. Любимова, члены Совета по культуре художественный руководитель-директор Мариинского театра В.А. Гергиев, директор МАМТ имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко А.А. Борисов, генеральный директор Московской филармонии А.А. Шалашов, представлявшие своих кандидатов. Полная стенограмма опубликована на официальном сайте Президента РФ. А мы приводим выдержки этой встречи.
«Софья Кипрская – не просто солистка оркестра Мариинского театра. Несмотря на свою молодость, а она очень молода, она уже очень-очень многое сделала. И можно говорить о том, что самые богатые традиции исполнительства на арфе очень ярко и очень активно сегодня расцветают как в Петербурге, так и по огромному количеству регионов страны. Соню – мы её называем Сонечкой, потому что она любимица оркестра, – безусловно, знают во многих странах. Она играет сольные концерты достаточно давно и очень успешно», – отметил В.А. Гергиев. – Думаю, что речь идёт о том, что это традиции, которые даже, может быть, стоит уже подтянуть и к программе конкурса имени Чайковского – может, мы об этом поговорим, он у нас уже не за горами. Я думаю, изумительные арфовые соло в балетах, операх Чайковского уже нам будут напоминать о том, что эта дисциплина может стать новой [в программе конкурса], как мы уже сделали для исполнителей на деревянных, медных духовых инструментах. Мне кажется, это очень давно назрело».
В ответ Президент РФ задал вопрос: «Валерий Абисалович, мы с Вами уже об этом говорили и раньше: как Вы относитесь к такой идее – воссоздать общую дирекцию? Я не говорю, что это какое-то решение, чтобы не было сейчас лишних разговоров, но сама по себе идея?»
«Мне кажется, что, наверное, это может иметь далеко идущие, самые полноценные и благоприятные возможности, – сказал В.А. Гергиев. – Повторяю, я прежде всего думаю о молодых артистах, музыкантах, артистах оркестров и хоров и, конечно, солистов – им нужна поддержка. В своё время Фёдор Иванович Шаляпин пел в понедельник в Санкт-Петербурге и в среду – в Москве. История знает, что оперы Чайковского или Римского-Корсакова ставились одновременно в Москве и Петербурге, и речь только шла о том, куда успеет автор в первую очередь, потому что и там, и там он должен был быть. Слава богу, что у нас есть… Это как герб России, двуглавый орёл: это, может быть, натяжка, но мне кажется, что мы как раз сильны тем, что и Москва, и Петербург – это культурные столицы мирового масштаба. Примерно так я думаю».
Представляя Оксану Кардаш, А.А. Борисов подчеркнул, что «прима-балерина Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко – совершенно потрясающая артистка, которой любое амплуа по плечу. Эта танцовщица себя уверенно чувствует как в классическом репертуаре, так и в современном и в ультрасовременном. Россия – это страна возможностей, и мы должны делать ставку на молодёжь. И мной при поддержке московского правительства было принято беспрецедентное решение – художественным руководителем балета нашего театра стал Максим Севагин: это талантливый хореограф, которому 24 года. Это показатель того, как наша страна, наша Родина инвестирует в молодых людей, дает возможность им развиваться здесь, когда они могут простраивать свои карьерные треки у нас на Родине. Мы должны формировать новых творческих лидеров, и мы это делаем. Надеюсь, что у нас это получится».
Оксана Кардаш: Мне легче добавить огня, чем выступать в лирических партиях
Говоря о Георгии Исаакяне, А.А. Шалашов нашел точные слова: «Кажется очень важным, что во главе детского музыкального театра стоит человек такой высокой культуры, глубоких знаний и огромного опыта. Широко известно, что Георгий Георгиевич многие годы возглавлял прославленный Пермский театр оперы и балета [имени П.И.Чайковского]. Его постановки, которые он делает во многих городах России, признаны и зрителями, и профессиональным сообществом, и очень высоко оцениваются. Станиславский говорил, что для детей надо играть так же, как для взрослых, только гораздо лучше. В этой формуле, мне кажется, во всех смыслах заложены все принципы, которые Георгий Георгиевич воплощает в своём театре. Он умеет говорить даже с самыми юными слушателями высоким языком искусства. Это очень важно для развития детей и для формирования у них очень высокого художественного вкуса, для того чтобы перед ними открылись двери большого искусства».
Для своего ответного слова Г.Г. Исаакян выбрал лирический формат: «По моей фамилии понятно, что я вырос в далёкой Армении, но я вырос в атмосфере трепетного отношения к России и к русской культуре, русскому языку. В моём родном Ереване было признаком высокой культуры уважать российскую культуру, литературу и музыку.
Я помню молодого, чудесного главного дирижёра Ереванской филармонии Валерия Гергиева, на концерты которого мы детьми бегали из Центральной музыкальной школы города Еревана. Кстати, Центральная музыкальная школа имени Петра Ильича Чайковского. Для меня уже тогда и потом, когда жизнь распорядилась таким счастьем, как поступление в, наверное, один из лучших театральных вузов мира – московский ГИТИС [Российский институт театрального искусства], я понимал главное, может быть, свойство русской культуры – это её всеохватность, это ее всемирность. Любое соприкосновение русской культуры с культурой других народов, других стран выливалось в невероятный диалог и взаимное обогащение… Второе важное свойство, которое для меня стало, может быть, наиболее очевидным, когда я возглавил театр имени Наталии Сац, что русская культура всегда была культурой новаторской. Нигде в мире ни у кого не было идеи детского театра, пока молодая Наташа Сац в только что закончившей гражданскую войну России придумала детский театр. Нигде в мире не было детского музыкального театра, пока Наталия Сац, вернувшаяся из ссылки, в 1965 году не создала детский музыкальный театр. И Константин Сергеевич Станиславский, и Пётр Ильич Чайковский, и Федор Михайлович Достоевский были на самом деле революционерами и создателями нового языка.
Мне кажется, что эти две черты великой русской культуры – её всемирность, всеохватность и её революционность – это то, что мы должны передавать новым поколениям. Поэтому я благодарен судьбе, что я могу назвать себя маленькой частичкой великой российской культуры».