Сегодня наши театры, как и филармонии, оказались в непростой ситуации, особенно те, что активно сотрудничали с зарубежными партнерами и прочно вписались в международный контекст. При этом большинство руководителей не спешит комментировать, чего же ждать зрителю-слушателю.
Мы особенно благодарны Генеральному директору Большого театра Владимиру Урину (ВУ), который согласился рассказать музыкальному критику Ольге Русановой (ОР), как сегодня строится работа в театре.
ОР Владимир Георгиевич, насколько серьезно поменяются афиша и планы?
ВУ В любой критической ситуации, которая возникает – касается ли она пандемии или финансовых проблем – надо понять, в чем суть проблемы и пытаться ее решить. Сегодня мы – и это совершенно понятно – остановили контакты с нашими зарубежными коллегами: сотрудничество с ними сведено фактически на нет. Понимая это, мы должны строить работу иначе… Не хочу употреблять слово «импортозамещение», скажу по-другому: в России всегда было много талантов, и мы будем опираться на наших артистов.
В балетной труппе у нас ситуация стабильная: труппа в основе российская, хотя несколько иностранцев уехали, что жаль, потому что это талантливые артисты. Но в целом коллектив монолитный, способный исполнять все спектакли репертуара. Что касается оперной труппы, тут сложнее. Мы были вписаны в мировой контекст, в театре бывало большое количество зарубежных постановщиков, дирижеров и певцов, которые участвовали в наших спектаклях. Сейчас они приезжать не будут. Значит там, где это возможно, – а это большинство спектаклей нашего репертуара, – мы должны работать с российскими артистами, но при этом исполнение должно непременно быть на высоком, достойном уровне. А там, где мы не можем этого достигнуть, мы отложим то или иное название, не будем его играть какое-то время. Для нас это не является проблемой, поскольку афиша Большого театра достаточно велика. Мы в последние годы поставили много спектаклей, играли по 8-9 премьер в год! Накопили репертуар, который еще не был отыгран по-настоящему. Так что нам есть, что показывать. В этом смысле к сегодняшней ситуации Большой театр абсолютно готов.
Другой разговор, что нам необходимо продумать творческие перспективы: какие премьеры мы будем осуществлять, кто будет ставить, кто будет стоять за дирижерским пультом? То есть мы сейчас должны скорректировать наши планы.
ОР У вас уже объявлены новые приглашенные дирижеры – Артем Абашев, например…
ВУ Мы много кого пригласили. Артема Абашева, Михаила Татарникова, Андрея Лебедева и Ивана Великанова, который провел показы оперы «Свадьбы Фигаро», например.
ОР Вы сейчас как капитан корабля, который должен удержать штурвал и провести судно между рифами.
ВУ Мы не унываем. Вот сейчас прошлись по репертуару до конца сезона… Перенесли только один спектакль – я имею в виду оперу «Лоэнгрин», да и то лишь на несколько месяцев вперед, чтобы подготовить второй состав. Как только мне подтвердят наличие второго состава, мы поставим «Лоэнгрин» в афишу. Скорее всего, в начале следующего сезона. А так мы ни один спектакль больше не сняли. Играем весь репертуар, который у нас был.