EDEN  <br>Joyce DiDonato <br>Il Pomo d’Oro, Maxim Emelyanychev <br>Erato Релизы

EDEN
Joyce DiDonato
Il Pomo d’Oro, Maxim Emelyanychev
Erato

Не прошло и пяти лет с момента выпуска большого студийного проекта In War and Peace, как Джойс ДиДонато решила представить свой новый сложнособранный диск, в котором певица вместе с Максимом Емельянычевым и своими верными спутниками из Il Pomo d’Oro размышляет на тему разорванных отношений между человеком и природой. В голову приходит последний камерный альбом Рене Флеминг, записанный под фортепианное сопровождение Янника Незе-­Сегена и посвященный этой же теме: там взаимодействие человеческого и природного рассматривается сквозь призму романтического репертуара, сконцентрированного вокруг музыки Форе и Грига.

В случае с ДиДонато речь идет, во-первых, о предельно оригинальной эклектичной программе, а во-вторых, ДиДонато даже и не думает предлагать какие бы то ни было ответы на вопросы о смысле человеческого существования. Наоборот, она заставляет прочувствовать все проблемные поля такого рода разговора, подбрасывая все новые вопросы. ДиДонато признается: в отличие от своей бывшей коллеги Малены Эрнман, которая, можно сказать, отказалась от международной оперной карьеры, чтобы поддержать свою дочь Грету Тунберг, ее внимание сосредоточено не на активизме, а, прежде всего, на искусстве. И это несмотря на всю ту широкую общественную деятельность, в которую вовлечена американская певица!

Очень приятно услышать Il Pomo d’Oro в необычном для них современном репертуаре: альбом открывается ключевым для американской музыки XX века произведением Айвза «Вопрос, оставшийся без ответа», где сочетание относительно облегченного сопрано ДиДонато и тембровое равновесие ансамбля старинных инструментов имеет столь сильный художественный эффект. Не теряет он своей силы и в премьерном номере – написанной американским композитором Рейчел Портман специально для этого альбома пьесе «Первое утро мира», которая словно перетекает из заключительных тактов Айвза в пульсирующее остинато флейты, предваряющее проникновенно-­исповедальный монолог певицы.

От Портман музыканты движутся в сторону Малера, к его песни Ich atmet’ einen linden Duft из цикла Rückert-­Lieder, а затем к чешскому композитору середины XVIII века Йозефу Мысливечеку, потом назад, в XX век, – к Аарону Копленду, и снова в XVII век – к Джованни Валентини и Франческо Кавалли: всюду это разные образы природы, то чарующие своей щедростью, то устрашающие скупыми и суровыми созвучиями. Масла в постмодернистский программный огонь добавляет Глюк: музыканты Il Pomo d’Oro особенно драматично звучат в «Танце фурий» из «Орфея и Эвридики», а ДиДонато демонстрирует высшее мастерство вокала в его же арии из оперы «Аэций». Главная интрига, в лучших традициях театрального жанра, раскрывается в финале: покоряющая своей чистейшей красотой семиминутная ария As with rosy steps the morn из «Теодоры» Генделя и колющая в самое сердце своим холодным серебром Schmerzen из вагнеровского цикла «Пять песен на стихи Матильды Везендонк». Очевидно, вопрос о возвращении в Эдем ДиДонато оставляет открытым.