Один из самых авторитетных барочных исполнителей, швейцарский бас-баритон и дирижер Штефан Маклеод с собственным ансамблем Gli Angeli Genève выпустил новый альбом с записями четырех кантат Баха, основанных на итальянской традиции небольших кантат для одного солиста и ансамбля.
Фирменный репертуар Маклеода – музыка эпохи Возрождения и западноевропейского барокко. Его интерпретации, как правило, аккуратны и сдержанны, суховаты в плане внешних эмоций, что абсолютно соответствует стилю. У Маклеода есть три важных качества: эстетически подходящий тембр, стабильная техника барочного звукоизвлечения, а также ритмическая и интонационная точность. Пожалуй, его записи – хрестоматия стилистической грамотности.
Масштаб Штефана Маклеода как музыканта многие представляют себе по популярной записи оратории «Страсти по Иоанну» под управлением Масааки Сузуки, она доступна на medici.tv. Кроме того, с этим, уже коронным для себя, произведением Маклеод приезжал в Россию и выступал на Пасхальном фестивале Валерия Гергиева в 2005 году.
Упомянутые «Страсти», где басовым тембром Бах наделяет самого Христа, помогают понять музыкальное содержание кантат, выбранных Маклеодом для очередного диска. Известно, что в 1720-е годы, когда были созданы эти кантаты, Бах регулярно писал для низких голосов, и тема в таких случаях была неизменна – ожидание смерти как искупления грехов и освобождения от земных страданий. Сам певец считает, что «Бах делает с человеческими голосами то же самое, что и с музыкальными инструментами: он улавливает смерть, наш страх смерти и ее ожидание».
BWV 56 и 82 и 158, по мнению биографов Баха, являются неофициальным литургическим циклом. Все они драматургически обрываются на предсмертном моменте. «Приди, о смерть, сестра сна, приди и забери меня» – такими словами, например, заканчивается кантата BWV 56. В дополнении к «предсмертному циклу» на диске записана светская с любовным сюжетом кантата «Amore traditore» BWV 203, созданная Бахом в Кётене в 1719 году. Она выгодно демонстрирует технику певца в ее инструментальном понимании: мы слышим большой диапазон, безупречное исполнение мелизмов, выверенную линию динамических оттенков.
Записи Штефана Маклеода особенно ценны подходом к музицированию: он, например, как и знаменитая Натали Штуцман, совмещает ипостаси дирижера и солиста, достигая в музыкальном результате особого колорита, цельности и единства мысли.