В последней декаде марта в Концертном зале имени П.И.Чайковского традиционно прошли концерты фестиваля «Виртуозы гитары». Программу, которую с любовью весь год готовил известный российский гитарист, худрук фестиваля Артем Дервоед, пришлось за месяц кардинально пересмотреть. О том, как удалось выйти из форс-мажорной ситуации и сохранить реноме, Артем Дервоед (АД) рассказал Евгении Кривицкой (ЕК).
ЕК Артем, ваш фестиваль во многом ориентирован на демонстрацию достижений западного гитарного искусства. Но буквально накануне воздушное сообщение между Россией и Европой оказалось прервано. Насколько это повлияло на программу?
АД «Виртуозы гитары» – международный фестиваль, который представляет гитару, которая не русский и тем более не русский народный инструмент. Гитара – это европейский инструмент, и самая сильная исполнительская школа исторически находится в Европе. Мы всегда хотели показывать лучших артистов, большинство из которых, конечно же, находится за пределами Российской Федерации. Тем не менее за пятнадцать лет жизни фестиваля у нас выступало огромное количество российских гитаристов и, конечно же, еще большее число иностранцев.
Текущая ситуация изменила программу на девяносто процентов. Из первоначального проекта в ней сохранились Дмитрий Илларионов и я, Артем Дервоед. Зарубежных гитаристов мы заменили нашими – из Москвы и из Санкт-Петербурга. По моему мнению, наш фестиваль не потерял в качестве, ведь, к счастью, к настоящему моменту в России есть много исполнителей на классической гитаре мирового уровня. И их достаточно, чтобы провести несколько фестивалей.
ЕК Насколько вообще востребована профессия гитариста в России в академической сфере?
АД Могу сказать, что гитара как инструмент популярна в России. Об этом свидетельствуют, например, многочисленные опросы типа «на каких инструментах вы хотели бы научиться играть». Во всех результатах, которые я видел, всегда лидирует гитара. Также это можно увидеть по заполняемости музыкальных школ. Если раньше лидерами были либо фортепиано, либо вокал, то сейчас их потеснила гитара.
На профессиональном уровне идет очень серьезный отбор, в итоге отсева остаются единицы. Благодаря тому, что появилась возможность обучаться за границей, ездить на мастер-классы (в том числе иностранные солисты нашего фестиваля ежегодно давали мастер-классы), получать информацию дистанционно, в России очень сильно выросла гитарная школа, появилось много хороших исполнителей, а проблем с талантами в нашей стране никогда не было. У всех есть своя ниша, разные залы, разный репертуар: кто-то больше играет современную музыку, кто-то – популярную латиноамериканскую или специализируется на барочных авторах. Ведь в плане репертуара гитара – очень разносторонний инструмент, с долгой историей.
Здесь есть работа для всех, тем более что топовых гитаристов – всего несколько человек. Мне было не сложно их пригласить, большинство из них живут в Москве. Обновленную программу и состав участников я собрал буквально за один день, сохранив уровень фестиваля, чтобы наша публика не почувствовала разницы.
ЕК И все же, как слушатели отреагировали на новую афишу?
АД Думаю, что публика ответила в первую очередь покупкой билетов. Но здесь не только в этом дело – сейчас абсолютно невозможно планировать даже на неделю вперед. Вместе с тем некоторые люди действительно ищут отдушину в концертах любимой классической музыки, в том числе и гитарной. Мне было очень приятно услышать в интервью наших гостей, которые команда Московской филармонии снимала для Дневников фестиваля «Виртуозы гитары» в фойе Зала Чайковского, что людям это действительно нужно. Приходило много сообщений со словами «спасибо, что вы не отменили фестиваль». Лично я глубоко убежден в том, что даже в самые темные времена искусство, и в частности музыка, несет в себе свет. Поэтому, если мы выключим этот свет, то погрузимся в абсолютную тьму.
ЕК В буклете анонсирована молодежная программа фестиваля уже на следующий сезон. Расскажите об этом проекте!
АД Да, пока единственное, что мы смогли анонсировать на следующий сезон, – это молодежную программу фестиваля, проходящую в Камерном зале Московской филармонии вот уже два сезона. У фестиваля «Виртуозы гитары» за 15 лет сложилась своя большая аудитория. Я считаю важным оказывать поддержку молодым музыкантам, давать молодым исполнителям возможность показать себя этой новой аудитории. Кроме того, необходимо знакомить молодых исполнителей друг с другом. Совместно с Московской филармонией мы создали Молодежный абонемент, так что в каждом из трех концертов кроме молодых гитаристов участвуют другие инструменталисты и вокалисты – такие же молодые, талантливые и которых поддерживает Московская филармония. Половина каждого концерта – это гитара соло, а вторая половина – камерная музыка с участием гитары. Так ребята учатся играть камерную музыку, а через нее – взаимодействию с другими людьми, другими инструментами, у которых многое можно перенять.
Уверен, что со временем многие из этих инструменталистов, негитаристов, станут большими звездами, и важно с юности общаться среди других инструментов, выйти за рамки гитарного сообщества. Чем раньше мы попадаем в правильный круг, тем больше у нас шансов вырасти хорошими людьми.
В следующем абонементе молодежной программы фестиваля «Новые имена классической гитары» выступят молодые гитаристы регионов России: дуэт Siberia Nueva из Новосибирска, Вера Данилина из Нижнего Новгорода, а также москвич Сергей Гуделёв. С ними вместе на сцену выйдут скрипач Григорий Мирошник, пианист Владимир Скоморохов и виолончелистка Мария Слащёва.
ЕК Если пока сложно прогнозировать, кого из артистов из-за рубежа возможно пригласить, то о новой музыке для гитары, наверное, можно думать. Вы планируете заказывать композиторам новые партитуры для гитары?
АД Мы не только о ней думаем, но мы ее заказываем. Уже семь лет практически ежегодно мы представляем премьеры: московские, российские и, конечно, мировые. Это сочинения современных композиторов для гитары соло, в камерном ансамбле и для гитары с оркестром. Я постоянно сотрудничаю с современными композиторами. Нельзя бесконечно паразитировать на музыке, которая уже написана. Если через сто или двести лет артисты будут исполнять все те же шедевры XIX века, то, возможно, сильно утратится интерес к самой классической музыке.
Лично я стараюсь ежегодно заказывать новые сочинения. Я работаю не только с гитарными композиторами, но и композиторами, которые никогда не писали для гитары. Это для меня очень важно: если «гитарный» композитор сам может написать произведение, то автору, который не знает этого инструмента, требуется мое участие, объяснения, как писать для гитары. Поэтому я уделяю большое внимание работе с композиторами-негитаристами – как с молодыми, так и с мировыми звездами, такими как, например, обладатель премий «Оскар» и «Грэмми» Тан Дун. И я буду продолжать участвовать в создании новой музыки, а время уже рассудит, что шедевр, а что нет. И мы, скорее всего, даже об этом не узнаем, ведь это может произойти лет через сто. Но чем больше мы будем заказывать новой музыки, тем выше вероятность того, что бóльшее число сочинений войдут в сокровищницу мирового репертуара для гитары.