Мальчик, воспитанный как девочка, влюбляется в девочку, воспитанную как мальчик. Безумная история любви соединяет тенора (Давид Посулихин), который не понимает, почему ему так неудобно в юбке, и сопрано (Ольга Толкмит), которая падает в обморок во время драк и все время страдает. Художественный руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман, режиссер-постановщик Илья Ильин и автор искрометных оперетт Жак Оффенбах – признанные эксперты по праздникам и эпатажу – в очередной раз удивили публику.
Мировая премьера оперетты «Остров Тюлипатан» состоялась в 1868 году в Париже, в цитадели творчества композитора – театре Bouffes-Parisiens. Почти одновременно спектакль был поставлен и в России стараниями Григория Вальяно, пылкого энтузиаста музыки Оффенбаха. Вслед за провинциальным Ростовом-на-Дону представления состоялись на сценах императорских театров Санкт-Петербурга и Москвы. Не прошло и полутора столетий, как в первопрестольной вновь вспомнили о «Тюлипатане»: театр Дмитрия Бертмана предъявил московской публике уже третью сценическую фантазию по мотивам Оффенбаха (до этого в «Геликоне» звучали «Сказки Гофмана» и «Прекрасная Елена»).
Еще не войдя в зал, слушатель проникается экзотической атмосферой. В фойе расположился маленький островок тайского и балийского массажа «Студии Юлии Эсален» (ох уж это богемное #сказочноеБали!). Сюрприз приурочен к премьере оперетты – «Геликон» внимателен к деталям!
Синий исторический зал княгини Шаховской, звуки морского прибоя, декорации в виде пляжных шаров, оркестр на сцене в костюмах морячков – и вот мы уже у цели, погружаемся в атмосферу далеких южных стран. Как говорят бывалые мореходы, «приплыли». На фантастическом острове Тюлипатан царит «вайб свободы» (по словам Сергея Абабкина). Здесь всё по-особенному, здесь доступно только счастье! Запрещено возвращать долги, хандрить и болеть ковидом, все – даже те, у кого нет миллиарда на зарубежных счетах, – отрываются здесь на полную катушку. Основным лейтмотивом оперы, небогатой по части вокально-инструментальной музыки, служит звон бокалов – он сопровождает весь спектакль. Всем апероля и всем вина!
Вы еще помните, что среди всей этой веселящейся толпы в экстравагантных гламурных костюмах от Ники Велегжаниновой на первый план выведена история влюбленных, которые хотят пожениться? Между прочим, это дети не из простых семей. Сын короля Какатуа XXII (в действительности его дочь) и дочь маршала Ромбуадаля (вдействительности его сын) обнаруживают, что они не мальчик и девочка, а наоборот: он – девочка, а она – мальчик. Понимаете?! Но это «гениальное» открытие, конечно же, не разрушило сильных чувств. На фоне всеобщего драйва зритель становится очевидцем трогательной истории со счастливой развязкой! А для удобства ориентации в многочисленных переодеваниях и прочих сюжетных перипетиях Марина Скалкина и Шура Никитин сочинили русскую версию либретто.
Все смешалось в зале княгини Шаховской, но чудесным образом все улаживается. Велика в этом заслуга режиссера Ильи Ильина. На воображаемом нашем корабле он скорее не шкипер, а лоцман, ведущий спектакль уверенным курсом среди рифов гендерных головоломок: толпа на «палубе» и публика в зрительном зале, кажется, почти не задумываются о том, какие «деликатные» темы невольно затрагивает сегодня старый добрый Оффенбах или мог бы затронуть, по крайней мере.
Крупная мускулистая Гермоза научила супермягкого Алексиса не только мужеству, но и искусству соблазнять девушку с дробовиком. Давид Посулихин идеально справился со своей демонстративно женской ролью! Отдадим должное всем принесенным жертвам: актер не только заплел косы, нацепил юбку, он еще и освоил тромбон (!), сыграв на этом инструменте незабываемое соло. Ольга Толкмит со всеми своими девчачьими талантами прекрасно исполнила влюбленного меланхоличного юношу. Повинность игры на инструменте не обошла стороной и ее. Ольга продемонстрировала умение извлекать звуки из виолончели, и даже с виолончелистом оркестра у нее сложился своеобразный дуэт. Бархатный тенор, приятное сопрано великолепно сочетались в тембровом отношении, прекрасно смотрелись – все было просто замечательно до тех пор, пока наших влюбленных не настигала необходимость петь в стремительных темпах. Увы, в эти моменты дикция их подводила, слова становились неразборчивы. Как и положено, королем этого безумного карнавала был Сергей Абабкин. Лирический тенор пел не о любви, а о кутежах и пьянках. Впрочем, о чем еще прикажете петь главе семейству, отцу сразу трех дочерей?.. Музыку «капитанил» молодой дирижер Филипп Селиванов. Браво отдавая команды матросам своего оркестра, Филипп время от времени менял амплуа, моментально «переквалифицируясь» из дирижера в одного из участников действа. Ничего не поделаешь, такая уж нестабильность царит на этом Тюлипатане!
Геликоновская премьера состоялась в середине февраля – словно в другом измерении, поразительно не похожем на «мир» нынешний. Во времена, когда все хотят путешествовать, а самолеты никуда не летают, последним маршрутом, открытым для столичной публики, кажется, останется остров Тюлипатан. Пожелаем же этому несвоевременному спектаклю долголетия: возможно, вам захочется не единожды побывать на феерическом острове свободы, где ничего нельзя запретить и где каждый может примерить на себя любую маску. К тому же спектакль получился абсолютно невинным. Недаром Илья Ильин подчеркивает: в наши непростые времена миссия «Геликона» видится в том, «чтобы люди хотя бы на один час забыли о реальности, погрузившись в атмосферу радости». Так оно, пожалуй, и есть. Отдохнув как следует на островах, я выходила из театра в ритме польки трик-трак, распевая запомнившуюся мелодию с наполовину запомнившимися словами. Не это ли #щасте?