28 мая исполняется 80 лет со дня рождения Юрия Буцко (1938–2015). Приуроченные к юбилею события – попытка приблизить фигуру Юрия Буцко к современному слушателю, раскрыть творческий мир композитора.
В день рождения музыканта в Малом зале консерватории состоится исполнение фрагментов «Полифонического концерта» Юрия Буцко силами солистов «Студии новой музыки» Московской консерватории. Произведение прозвучит в некоем диалоге с «Видением Аминя» Оливье Мессиана – великого французского композитора, одного из духовных учителей русского мастера.
«Полифонический концерт» – одно из самых главных достижений в творчестве Буцко. Это цикл из девятнадцати пьес (контрапунктов) на темы древнерусского знаменного роспева для четырех клавишных инструментов (орган, рояль, клавесин, челеста), играющих соло, попарно и во всех других возможных сочетаниях. Общая продолжительность сочинения – около трех с половиной часов звучания. В основе каждого контрапункта лежит подлинная мелодия из древнерусских богослужебных певческих книг. На основе этих мелодий композитором создана уникальная ладо-гармоническая система, которую иногда называют «русской додекафонией». Но «знаменный лад» Полифонического концерта ни в коей мере не является «универсальной», «тотальной» системой, подобно додекафонии, сериальной технике и проч. «Система» Полифонического концерта неразрывно связана и с тем миром древнего богослужебного пения, из которого она выросла, и с личностью композитора (хотя попытки других авторов, включая А. Шнитке, применить эту «систему Буцко» в собственном творчестве достаточно многочисленны).
3 июня в Большом зале Московской консерватории состоится центральный из юбилейных концертов. Программа составлена не совсем обычным образом: в ней нет хорошо известных произведений композитора, вроде «Записок сумасшедшего» или «Свадебных песен»; не ставилась задача показать музыку разных жанров и стилистических направлений. Но была цель: дать прозвучать музыке забытой или никогда не исполнявшейся, музыке отнюдь не траурно-поминальной, а напротив – пронизанной светом.
Именно таковы оба сочинения этой программы, хронологически разделенные тремя десятилетиями: Концерт № 2 для виолончели со струнным оркестром, фортепиано и ударными под названием «Ричеркар» (1979) и Симфонические сцены «Лисистрата» по комедии Аристофана – мировая премьера сочинения, созданного в 2009 году.
«Ричеркар («Напев в строгом стиле») имеет скрытую программу: это рассказ о Входе Господнем в Иерусалим и последних шести днях земной жизни Спасителя.
Веселый, озорной сюжет «Лисистраты» может показаться совершенно неожиданным в творчестве Юрия Буцко; на самом деле он всегда тяготел к античности, хотя ни в Греции, ни в Риме ему не удалось побывать. «На старости меня потянуло к Свету, к Солнцу, к Красоте человека, – поэтому выбрал этот сюжет», – писал композитор.
Исполнители – Симфонический оркестр радио «Орфей» под управлением Сергея Кондрашова; солисты – Константин Манаев (виолончель) и Евгений Стародубцев (фортепиано); в финале «Лисистраты» – хор «Кастальский» (художественный руководитель – Алексей Рудневский).