Капуста, короли и королевы События

Капуста, короли и королевы

Похвальное слово несерьезности

«Я – специалист по сшибанию гонора с зазнавшихся актеров», – признался как-то Станиславский. «Сшибать» можно по-разному. О своей методике главный мэтр отечественного театра тогда скромно умолчал. Зато опыт других известен. Николай Акимов, например, предлагал загружать артиста работой по самое, что называется, не хочу – в таком случае, по его мнению, у того просто не оставалось времени ни интриговать, ни обмирать от собственной неотразимости.

А можно и просто попросить артиста – и певца в том числе – быть предельно несерьезным. Например, сделать что-то необычное, что обычно плохо вписывается – или совсем не вписывается! – в его привычное для всех амплуа. И сделать в максимально неформальной обстановке, обычно в присутствии только «своих» – чтобы и посмеялись по-свойски. Ведь смех снимает психологическое напряжение и даже, как утверждают жрецы науки, продлевает жизнь. Это хорошо знали еще в древнем Риме, где на один день в году раб и его хозяин менялись местами: такие дни звались сатурналиями.

А почем нынче капуста?

Дальними потомками таких сатурналий и стали знаменитые русские театральные вечера, где даже самые признанные и маститые актеры актерычи могли вволю расслабиться, подурачиться и даже – в высоком смысле слова! – творчески похулиганить. Назывались такие «тусовки» капустниками.

При чем тут капуста? Есть разные версии. По одной – от традиционного великопостного блюда, капусты. В Великий пост в старой России публичные театральные представления запрещались, а в своем кругу… pourquoi бы и не pas, неформально говоря? Другая версия отсылает к сентябрьскому празднику Воздвижения, когда начиналась заготовка капусты на зиму.

Но эти изыскания – удел историков. А московские театралы в свое время чего только не готовы были отдать, чтобы увидеть знаменитые мхатовские капустники, которые организовывались почти каждый год. С 1910 года на такие представления стали допускать и обычных зрителей. Понятное дело, совсем не бесплатно – деньги шли самым неимущим из актеров.

В советские годы традиция практически исчезла: острить, даже в узком кругу коллег, стало как минимум небезопасно. А за особо удачную шутку ее автор мог запросто отправиться в те края, куда Макар телят не гонял…

В конце же прошлого века разного рода «капустники» снова вошли в моду. Из самых ярких примеров – предусмотрительно снятая и разошедшаяся по миру в миллионах видеокопий «Летучая мышь», сыгранная в канун 1987 года под управлением Пласидо Доминго в лондонском Ковент-Гардене. Это ведь, по сути, обернутый в сияющую фольгу классической венской оперетты тот же самый капустник – только запредельного, высочайшего художественного уровня.

«Как мне счастье улыбалось триста лет тому назад…»: Ольга Спицына в образе Тортилы

Молодо да весело

Давно и не нами подмечено: подобного рода артистические игрища в большей степени свойственны молодым театральным организмам – именно таким и был в начале ХХ века МХТ. Как и всякий живой организм, театр стареет, матереет, оплывает жирком, утрачивает чувство юмора… в общем, становится не до неформальных вечеринок.

«Геликон-опера» молода – и человечески, и театрально. Нет еще и трех десятков лет. А посему шутить тут умеют – тонко, звонко и по делу. И порукой тому – не только уже имеющие в театральной Москве имя дни рождения театра, где даже похохмить умеют со смыслом (как на прошлом 10 апреля, посвященном бывшей хозяйке геликоновского здания – княгине Шаховской).

Но повод для шуток дает не только история театра. Так уж сложилось, что в первые месяцы года один за другим следуют небезразличные нам праздники. И вокруг первого из них – Дня святого Валентина, или Дня всех влюбленных, до сих пор ломается немало копий. Мол, не наше это, чужое – «нам тут подбрасывают» из Гейропы проклятой.

Для кого-то эти «копья» – повод запретить, осмеять, сжить со света. А для других – сыграть, «сбацать» даже что-то упоительное, горячее и захватывающее. Как Любовь, которая не знает ни государственных, ни сословных, ни каких-либо иных границ. И «сбацали» – уже не в первый раз! – роскошный гала-концерт из отборных, главным образом европейских, шлягеров второй половины прошлого века. Оттолкнулись от знаменитой мелодии «All You Need is Love», сотворенной теми, кто был когда-то, по собственному их признанию, «популярнее Иисуса Христа».

Можно было бы, конечно, особо выделить кого-то из участников – скажем, Дмитрия Скорикова с неотразимым «I Just Called to Say I Love You» Стиви Уандера, Дмитрия Башкирова и Лидию Светозарову, очень необычно сыгравших азнавуровскую «Une vie d’amour». Или Марию Масхулию, с блеском явившую себя в совсем непохожем на академическое пение жанре, особенно в финальном «The Best». Но концерт совсем не зря игрался без антракта, воспринимаясь единым в драматическом плане и своеобразным «Ave Amor» – хвалой Любви, и оставляя в искренних сожалениях о том, что святого Валентина, увы, только раз в году…

С единственным сомнением. Зачем солистам «Геликона» с их роскошными звучными голосами еще и микрофоны? Необходимый стилистический элемент? Часть смеховой культуры? Но «перебор» по части децибелов был очевидным.

На смену «общему» Дню всех влюбленных идут, как известно, сугубо гендерные праздники. В «общероссийский мужской день» красны девицы (оттого и Девичник) поют, добры молодцы благоговейно внимают. В международный женский день (Мальчишник) – наоборот. И всякий год – бесконечное разнообразие сюжетов.

Господа, вы – звери!

Девичник в нынешнем году предстал перед почтенной публикой в виде «карнавала оперных животных». Опера в данном случае понималась не только как частный случай драмы, написанной музыкой, но и в самом общем смысле: в переводе с итальянского, как известно, opera – просто произведение. А посему в программу особым отделением вполне органично «вписалась» поющая «фауна» отечественного кинематографа: и бременские музыканты, и медведица, и львенок с черепахой и даже собаки, которых, как настаивает исполненная в финале Девичника песня, не следует дразнить. Для певца такой образный ряд – чем не вызов? Какая там леди Макбет или принцесса Эболи… Ты в душу черепахи Тортилы или сожранного лягушкой кузнечика вживись!

Конечно, без лихой буффонады, без элементов карнавала тут было не обойтись. Чем еще было явление в Танце маленьких лебедей – подпевки и подтанцовки! – шести геликоновских оперных примадонн? И с музыкальной точки зрения ведь не подкопаешься: Петр Ильич нередко использовал одну и ту же мелодию и в операх, и в балетах. Но не смехом единым… Не часто услышишь «живьем» его Хор цветов и насекомых из так и ненаписанной «Мандрагоры» – совсем не шутейным было пение Ксении Вязниковой! Как и Ларисы Костюк в «мультяшной» Колыбельной Медведицы – лишнее напоминание о том, как может «заиграть» всем известное и кем только не запетое произведение в исполнении настоящего мастера. А Ирина Самойлова очень деликатно напомнила о том, что сен-сансовский «Лебедь» написан вовсе не как оркестровое сопровождение для прим балета.

В разговоре об «оперных» животных почему-то сразу приходят в голову россиниевские кошки и шмель из сказочной оперы Римского-Корсакова. Строптивое насекомое из программы почему-то «улетело». А кошки (Инна Звеняцкая и Ольга Спицына) в этот раз дерзновенно мурлыкали и мяукали прямо в зале, в непосредственном, так сказать, контакте со зрителем.

Спицына же несколько минут спустя предстала в самом, пожалуй, запомнившемся образе этого вечера. Черепахи Тортилы. Кажется, никого и не представишь в этой роли, кроме незабвенной Рины Зеленой! А вот у Спицыной – и не в последнюю очередь благодаря отменной пластике! – вылепилось совсем о другом. Было чем удивить и о чем подумать – артистка представила свою героиню в костюме олимпийской сборной России… Воспоминание о недавней Олимпиаде и Олимпиадах былых времен? Кто знает?

«При них блоха жила». Ксения Вязникова и Лариса Костюк

Двое умных.
А третий – футболист

От спортивной тематики в нынешнем году – ну никуда! Что тешит сердце мужчины больше, чем грядущий чемпионат мира по футболу? О нем, о родимом, и игрался разудалой, замаскированный под матч мальчишник в стиле fusion – как вам сочетание футбольной формы с фраком?

А кстати: что может быть общего между эстетским, утонченным искусством оперы и двадцатью двумя здоровенными мужиками, гоняющими мяч по зеленому полю? Не спешите с выводами. Не зря же несравненный Зураб Соткилава подался в оперу именно со стадиона. Двухтаймовый – строго по 45 минут – концерт-мальчишник был вычерчен по лекалам именно футбольного матча, слагающегося из многих разнообразных эпизодов, подкрепленных фрагментами из опер: от установки на матч до заключительной «прессухи».

Случайно или нет, но наиболее эффектно прозвучали именно «тренерские» куски: наставление в раздевалке Михаила Гужова (в лице рондо Фарлафа) и финальный монолог о стратегии победы Дмитрия Скорикова (в виде арии Бартоло «A un dottor della mia sorte»). Не знаю, увлекается ли последний футболом, но в пластике его монолога запросто «читались» некоторые знаменитые футбольные коучи…

Футбол в нашей стране был когда-то дело семейным: ходили на стадион с женами, с детьми. Теперь не то: столкнешься с фанатами – не поздоровится. А посему эти «любители» футбола вполне по праву предстали в концерте хором убийц из «Макбета». Хотя стилистически уместен был бы и хор опричников из финала II акта «Царской невесты».

Оперный артист, как учил великий Борис Покровский, должен уметь делать все. Играть в футбол – в том числе. Россиниевская тарантелла в исполнении Игоря Морозова была хороша. Но и виртуозная игра с футбольным мячом – тоже! Осталось, правда, не совсем понятным, почему любое упоминание прессы – в том числе и в «Мальчишнике» (фрагмент «пресса о матче») – регулярно вызывает у режиссеров «Геликона» ассоциацию лишь с арией о клевете Дона Базилио?

… Легендарные мхатовские капустники остались сегодня только на страницах воспоминаний – ни видео, ни даже подобающей по качеству фотосъемки тогда не было. А что мешает сегодня регулярно запечатлевать для истории и потомков умение королей и королев нашей оперной сцены быть вызывающе несерьезными?

И жизнь как музыка, и музыка как жизнь События

И жизнь как музыка, и музыка как жизнь

В Казани отпраздновали двойной юбилей Александра Сладковского

Самые точные слова События

Самые точные слова

Как откликнулся на юбилей Десятникова столичный театр

Под звуки застольной События

Под звуки застольной

Хроника третьего тура Конкурса молодых оперных исполнителей имени Шаляпина

Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего События

Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего

На фестивале «Музыка сибирских историй» прозвучали произведения, посвященные региону