Целый мир в «Другом пространстве» События

Целый мир в «Другом пространстве»

В Московской филармонии продолжается абонемент «Другое пространство. Weekend»

Новый, субботний weekend-концерт фестиваля «Другое пространство» – шестичасовой марафон из сочинений XX века и нашего времени – на удивление прошел в наиболее камерной обстановке. Полупустой Концертный зал имени П.И.Чайковского, наконец-то сбросивший ковидные ограничения по рассадке, в этот раз вместил, пожалуй, самых преданных энтузиастов современной музыки. В памяти еще свежи аншлаги на «Другом пространстве», когда он был ежегодным, а не ежемесячным: казалось, именно этот фестиваль смог разрушить вечный барьер между массовой публикой и пресловутым авангардом. Однако, в новой реальности мы вернулись к прежней модели «поведения»: строить этот объединяющий мост, кажется, придется заново. В этот раз – вместе с Госоркестром имени Е.Ф.Светланова, Московским ансамблем современной музыки (оба – под управлением Федора Леднёва) и хором Intrada.

«Сегодня, несмотря ни на что, музыка будет звучать. Я надеюсь, она поможет всем, кому сейчас психологически тяжело. Но для меня утешительным станет тот факт, что наш вечер хотя бы на шесть часов приблизит наступление мира», – сказал в своем вступительном слове Ярослав Тимофеев. Ни одно из сочинений трех концертов «Другого пространства» не было по своей тематике антивоенным, но почти у всех композиторов, родившихся в XX веке, по мнению ведущего, «в музыке слышны шрамы Второй мировой войны». Если эти «шрамы» все же подразумевались, то все семь авторов завуалировали их весьма тонко и прозрачно – никогда не догадаешься. Скажем, в своей симфонической пьесе с характерным названием Vivo Магнус Линдберг выстроил диалог с сюитой «Дафнис и Хлоя» Равеля, а то и со всей позднеромантической музыкой. «Бесконечные» квазивагнеровские мелодии, малеровские кульминации и тип симфонического развития, акцент на звучании медных духовых… Казалось, финский композитор написал целый hommage ушедшей музыкальной эпохе, словно призывая не забывать своих молодых коллег к ней периодически обращаться. В философско-поэтичном концерте Анри Дютийё «Целый мир вдали», где каждой части предпослан эпиграф из сборника Шарля Бодлера «Цветы зла», противопоставление «я – мир» и «я – мы» ощущалось наиболее отчетливо. Лирический тембр виолончели (солист – Александр Рамм), больше напоминающий скрипку (почти вся партия записана в высокой тесситуре), воспроизводил голос одинокого героя, который не может найти себя в другом пространстве – новой реальности, от которой он бежит в неизвестность. Продолжением этой картины стала постимпрессионистская пьеса Тору Такемицу How slow the Wind, где робкие вопросы деревянных духовых и такие же несмелые ответы струнных будто размышляли над тем, что произошло.

Во втором концерте марафона с участием МАСМ мы услышали наиболее абстрактные от сюжета, действительности, какой-либо истории сочинения. Но Ярослав Тимофеев все же поведал о том, как Янис Ксенакис и Дьердь Лигети ощутили на себе ужасы Второй мировой войны. В Концерте для 13 инструментов Лигети – образце микрополифонии – пульсирующие монотонные звуки имитировали равномерное движение часового механизма, а гулкое звучание фактурной массы, приближающееся к звучанию электроники, погружало в какое-то странное ирреальное состояние. В сложнейшем для исполнения опусе À l’île de Gorée Ксенакиса, посвященном угнетенным рабам на сенегальском острове Горе, даже не хотелось искать ниточки, связывающие эту музыку с сегодняшней действительностью, – внимание целиком и полностью приковывал к себе пианист (а здесь еще и клавесинист) Михаил Дубов, мастерски расшифровывающий эти «тайные знаки» греческого композитора, с которым, он, кстати, был знаком. А в сочинении «Над лунами» Алексея Сысоева, обращенного к утопии архитектора Георгия Крутикова, автора интерьера станции метро «Парк культуры», публика едва ли не почувствовала космический холод, исходивший от каждого звука ансамбля и полушепота-полупения солистки Ольги Россини: эта «застывшая» музыка навевала ассоциации с безлюдным мрачным городом будущего, где о жизни напоминал лишь колокольный звон в конце. Ночной постконцерт «Другого пространства» стал неким итогом всей программы. Хор Intrada (худрук Екатерина Антоненко) и солисты (Павел Романенко, Дмитрий Щелкин, Михаил Дубов) исполнили тихий реквием Мортона Фелдмана – The Rothko Chapel. Музыка американского композитора словно переносила в знаменитую часовню-музей с иконами в виде черных полотен художника Марко Ротко, предлагая найти утешение, покой и умиротворение в этом необычном – не сакральном, но и не антисакральном – месте. И не только в городе Хьюстоне, а в том пространстве, которое каждый сегодня выберет для самого себя.

Вырви кувшинку, Колен События

Вырви кувшинку, Колен

В Лилле поставили оперу Эдисона Денисова «Пена дней»

Цирк приехал События

Цирк приехал

На Бакинском фестивале искусств показали спектакль Даниэле Финци Паски Titizé. A Venetian Dream

По ту сторону черной дыры События

По ту сторону черной дыры

Десятая лаборатория «Открытый космос» сформировала звездную систему

«Броненосец “Потемкин”» взял новый курс События

«Броненосец “Потемкин”» взял новый курс

Легендарный фильм Сергея Эйзенштейна озвучили молодые композиторы