Титаны и они События

Титаны и они

Чувашский балет станцевал Малера и Равеля

XXVI балетный фестиваль в Чебоксарах – это премьера в день открытия, гости в репертуарных спектаклях и финальный гала. В этом году премьера поручена Софье Гайдуковой и Константину Матулевскому – работающие в соавторстве хореографы представили два одноактных балета, «ТитаНиЯ» на музыку Густава Малера и «Болеро» Мориса Равеля.

Выпускница МГАХ, танцевавшая в «классической»  труппе «Балета Москва» и выпускник АРБ, танцевавший у Бориса Эйфмана, оставили карьеры исполнителей и решили всерьез заняться сочинением танцев. Они в этом вполне успешны – их приглашали на постановки Воронежский камерный и Воронежский оперный театры, они ставили хореографию шоу Евгения Плющенко «Лебединое озеро», Матулевский засветился в «Танцах на ТНТ», а Гайдукова в проекте канала «Культура» «Большие и маленькие». И вот теперь – премьера в Чебоксарах.

«ТитаНиЯ» – это фантазия на тему шекспировского «Сна в летнюю ночь» (где, как мы помним, героиню звали Титанией), поставленная на музыку Первой симфонии Малера («Титан»). Весь премьерный вечер – совместный проект театра с Чувашской государственной академической симфонической капеллой, за пульт встал Морис Яклашкин. К угадываемым персонажам (царственная Титания – Елена Коцюбира, бойкий Пак – Анастасия Матвеева и мающийся в волшебном мире ткач Основа – впрочем, лишившийся своей клички и ставший просто Героем (Фарходжон Комолов)) добавился персонаж не шекспировский, но сошедший с гравюры Морица фон Швинда «Похороны охотника» (которая в свое время вдохновляла Малера при сочинении одной из частей симфонии). Охотник (Алексей Рюмин) – четвертый главный герой балета.

«ТитаНия» – творение с чрезвычайно переусложненной конструкцией (то хореографы кидаются рассказывать историю, то бросают ее и увлекаются симфоническими картинами, то играют с масками, надеваемыми на героев, то отвечают Малеру в иронической интонации «похорон» – покойничек садится и машет публике ручкой – то зашарашивают густо красный свет и начинают уверять, что все происходящее – подлинная экзистенциальная трагедия) и чрезвычайно простодушной хореографией. Если, начиная свою постановочную карьеру, Гайдукова и Матулевский не боялись экспериментировать с приемами контемпорари, то теперь используется только самая затоптанная классическая лексика. Нет, никаких массовых виртуозностей (уровень труппы этого бы и не позволил), но – набор стандартных па, которые использовали хореографы (которых тогда считали новаторами) еще в семидесятых.

А вслед за «ТитаНией» идет «Болеро». И оркестр чувствует себя более уверенно, и конструкция спектакля значительно проще и осмысленней.  Перед нами из левой кулисы в правую идет поток людей, в котором иногда вспыхивают крохотные дуэты. Буквально несколько движений – обозначение куска жизни, который мы невольно подсмотрели – и артисты исчезают со сцены. Недоговоренность, обещание каких-то историй завораживают, хочется сказать «продолжайте, пожалуйста» – но их уже нет, перед нами – другой микросюжет. И так все ладно, так музыкально собрано, так правильно хореография отвечает оркестру! И финал, где в яме – равелевский вопль, а на сцене – тихое, но уверенное объятие чуть не расставшейся парочки – отличный «обмен мнениями» хореографии и музыки. Что ж, как показывает «ТитаНиЯ», не каждое балетное сочинение становится шедевром. Важно, что успехи все-таки есть.