«Лирические сцены», но не опера Петра Ильича Чайковского. Березовая роща за окном, но не «Евгений Онегин». Что это? Правильно, концерт Владиславса Наставшевса в «ГЭС-2». В начале апреля режиссер поставил «Онегина» в Пермском театре оперы и балета, а теперь вернулся в Москву, чтобы выступить в качестве певца и композитора.
«Лирические сцены» Наставшевса вошли в музыкальную серию работ проекта «Настройки», который продлится в «ГЭС-2» до 15 мая. В начале марта «ГЭС-2» осиротел и остался без инсталляций Рагнара Кьяртанссона, выставок и многих публичных программ. Поэтому «Настройки» в какой-то мере призваны восполнить угасший масштаб этого огромного выставочного пространства.
Ядро «Настроек» – звуковые инсталляции современных композиторов Эдуарда Артемьева, Владимира Раннева, Олега Гудачёва, Дарьи Звездиной, Дмитрия Власика и Вангелино Курентзиса, неожиданно причисленного музыкальным куратором «Настроек» Дмитрием Ренанским к лику современных авангардистов. Каждый из авторов работал с архитектурным пространством, будь то подземная парковка, березовая роща, отдельные залы или центральный проспект «ГЭС-2». Озвучивается всё это особенным образом: помимо шумов, эха или электронных семплов в инсталляциях записаны оркестр musicAeterna во главе с Теодором Курентзисом и вокальный ансамбль N’Caged под управлением Арины Зверевой.
Есть в «Настройках» музыкальная программа. Она предлагает слушателю максимально разнообразный опыт: российская премьера «Мессы» Алексея Сысоева, концерт ансамбля Questa Musica с дирижером Филиппом Чижевским, сольная программа пианиста Алексея Любимова, выступление Московского ансамбля современной музыки «Все станет тишиной» и концерт-перформанс Владиславса Наставшевса.
Наставшевс как певец и композитор известен своими неординарными проектами – достаточно вспомнить синти-поп-альбом «Опять нам будет сладко» на стихи поэтов Серебряного века или перформативные концерты в Новом пространстве Театра Наций. Заявленный в анонсе концерт-перформанс «на стыке сольного концерта и моноспектакля» (цитата с сайта «ГЭС-2») обернулся банальным форматом песен под рояль. Любопытно, что за день до этого, во время онлайн-трансляции сольного концерта пианиста Алексея Любимова,куратор Дмитрий Ренанский сравнил «Настройки» со спа-центром: есть и хамам, и финская сауна, а есть и место, где могут окатить холодной водой из бочки. «Лирические сцены», по-видимому, сыграли роль такого ледяного душа в музыкальной программе «Настроек».
Открыла концерт версия песни «Дорогие мои москвичи». Томное меланхоличное исполнение, нежный фальцет, минорные гармонии задали тон всему последующему действу. Остальные песни были авторские: Наставшевс спел композиции на стихи латвийского друга-поэта Семена Ханина (правда, композитор предпочел его со сцены не называть), а также песни на стихи Михаила Кузмина и Арсения Тарковского. Кульминация – «Я изнемог» на стихи Кузмина. Это хит с альбома Наставшевса, во многом он известен как саундтрек к сериалу «Псих» Фёдора Бондарчука с Константином Богомоловым в главной роли. Но если в синти-поп-альбоме Наставшевса эта композиция звучит свежо и сочно благодаря аранжировке и электронике композитора Ивана Лубенникова, то на концерте остались лишь дистиллированная фортепианная гармония и нудноватый сплин.
Концерт Владиславса Наставшевса – тотальная меланхолия. Да и до бодрых песен ли сейчас? Как и в пандемическом онлайн-концерте «Песни изоляции», музыкант вновь транслирует нам: «Единственное, что я могу гарантировать сегодня вечером, это полнейшую меланхолию, грусть и неуверенность в завтрашнем дне». Вот и остается смотреть на березовую рощу сквозь мутноватое стекло и слушать песни, полные тоски.
Акустическую выставку «Настройки» в «ГЭС-2» дополнит новая концертная программа