«Есть ли жизнь после консерватории?» – спрашивали друг друга участники «Композиторских читок». Это, конечно, шутка, но за ней скрываются вполне реальные вопросы. В вузах создается комфортная среда: здесь можно встретить единомышленников, часами сидеть за изучением партитур и неспешно что-то писать. Проблема всего одна: это абсолютно замкнутый мир. Только на выходе из него выясняется, что оркестры не рвутся заказывать новые сочинения, ансамблей слишком мало, а работу в театрах и арт-институциях не так просто найти, потому что нет контактов или некому дать рекомендацию. К реальной жизни композиторов готовят не в консерваториях, ведь самые необходимые навыки студенты получают на всевозможных курсах и мастер-классах. «Композиторские читки» – совместный проект Союза композиторов и Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) – один из первых этапов, когда молодым авторам удается покинуть пределы своего класса, вуза, а иногда и города.
В этом сезоне – а проекту уже пять лет – организаторы получили свыше 70 заявок от композиторов из разных регионов России, но дело даже не в числе желающих. Заметно возросло качество партитур. Первые «Читки» были достаточно робкими: сочинения присылали сплошь академичные и по-ученически правильные. От сезона к сезону среди произведений стало появляться больше перформативных работ и пьес с электроникой. Сегодняшние студенты консерваторий гораздо свободнее чувствуют себя в работе с расширенными инструментальными техниками и изобретательно подходят к звуку.
Удачно на этих «Читках» были подобраны и композиторы-кураторы. У них разные области интересов, поэтому лекции и занятия затрагивали несколько направлений и тем. Антон Танонов – доцент Санкт-Петербургской консерватории, сконцентрировался на мюзиклах. У него большой опыт работы в этом жанре, и в своей лекции он детально обрисовал практические аспекты: взаимодействие участников постановочной команды, артистов и музыкантов, выбор сюжетов и устройство спектаклей. Николай Попов, руководитель Центра электроакустической музыки Московской консерватории, сделал обзорную лекцию о мультимедиакомпозиции. В ней он показывал разные методы работы с музыкальным материалом, а также рассказал о способах записи таких произведений. Финальную лекцию в проекте прочел Владимир Горлинский – композитор и импровизатор, много сотрудничающий с Электротеатром Станиславский. Он говорил о транслировании идей с помощью нотации и о том, как разные способы записи могут быть трактованы и восприняты исполнителями.
Лекции, конечно, важны и полезны, но главное в «Читках» – возможность поработать с ансамблем. Формат исполнений сочинений в эскизном варианте, а затем комментарии музыкантов – то, чего остро не хватает в консерваторских программах. Непонятно, почему подобные занятия не включены как обязательные в вузах и почему у композиторов вообще так мало практики. На госэкзамене студенты должны представить сочинение для оркестра, но при этом почти не имеют доступа к нему. Количество репетиций всегда ограниченно, а авторам еще и выдают длинный стоп-лист, исходя из которого – чем проще пьеса, тем больше вероятности, что она будет сыграна процентов на пятьдесят. С ансамблями дела обстоят лучше: в Москве и Петербурге регулярно исполняют молодых композиторов, но в регионах поиск музыкантов редко когда увенчивается успехом. Ситуация выглядит так, как если бы у студентов-врачей вообще не было практики, а все обучение сводилось к штудированию учебников и атласов. Невозможно стать доктором, никогда не работая с живыми людьми, но также невозможно писать инструментальные сочинения без контактов с музыкантами.
В России любят устраивать композиторские конкурсы, хотя форматы наподобие «Читок» были бы куда полезнее. Каждый студент сталкивается с проблемой того, как корректно записывать нужные звуки, и заметно, что при создании пьес многие не консультируются с исполнителями, а пользуются только справочниками. В вузах, судя по всему, тоже мало могут помочь: из года в год на «Читках» выясняется, что композиторы либо не знают, где искать нужную информацию, либо обращаются к устаревшей и неактуальной литературе. В регионах трудно отыскать исполнителей, ведь многие из них не занимаются современной музыкой и не всегда способны дать толковый совет. В общем, если пару конкурсов заменить на полноценные занятия с ансамблями, то от этого выиграют все.
У «Читок» действует и накопительный эффект: многие студенты посещали проект сначала как вольнослушатели, затем уже в качестве участников, и профессиональный рост композиторов заметен невооруженным взглядом. МАСМ в этот раз тоже не столько вычищал ошибки, сколько выступал соавтором, предлагал необычные решения и ходы в сочинениях. Уже традиционно по окончании «Читок» был устроен концерт, где исполнялись сочинения кураторов и нескольких других российских композиторов. Программа в Музее музыки показывала очень разные авторские стратегии: от вполне традиционного письма для инструментов до мультимедиапьес. Здесь исполнялись Revisité Дмитрия Бурцева – сочинение, построенное на переливах и россыпи звуков, «Серенада шарманщика» Эльмира Низамова, в которой были найдены очень тонкие шумовые эффекты, и виртуозная, вычурно написанная «Огненная токката» Танонова. Наиболее экспериментальными по языку и использованным средствам оказались финальные сочинения: KCI_23/11 Попова, в нем действия виолончели дублировались на видео, и «Брампутапсель» для бас-флейты и бас-кларнета Горлинского – работа дерзкая и невероятно драйвовая.
Для молодых авторов посещение «Читок» – хорошая возможность наладить социальные связи: получить полезные знакомства и приглашения в другие проекты. Участником лаборатории Николая Попова в галерееГРАУНД Солянка стал Илья Вязов; Станислав Фролов и Даниил Ерёмин были отобраны на Международную академию молодых композиторов в Чайковском, резиденцию в МАСМ получил Денис Щевелёв. Нескольких авторов – Арину Бикулову, Ригель Винскую и Дениса Щевелёва – отметили стипендиями Союза композиторов.
Следующие «Читки» пройдут в конце июня в Петербурге, а после композиторов ждет отличный бонус: лучшие сочинения участников всех лет будут записаны МАСМ и выпущены на фирме «Мелодия».