Пять лет с вами События

Пять лет с вами

Транссибирский Арт-Фестиваль отпраздновал первый юбилей

Если задаться вопросом, в чем своеобразие и успех «Новосибирского чуда», то ответ будет очевиден – худрук Вадим Репин и директор Олег Белый вкладывают в работу над фестивалем, над подготовкой его концепта всю душу. Подкупает стройность концепции: каждый концерт имеет свое название и тему, параллельно потоком идут мастер-классы под девизом «Просто общайся со звездой» в Большом зале ДК «Энергия».

Фестиваль прирастает офф-программой: в этом году состоялась школа Арт-журналистики, куда съехалось порядка 70 слушателей. А еще блиц-броски в регион – Искитим, Бердск, Красноярск, который вообще стал «второй сценой» фестиваля. Переехать на месяц в Новосибирск, к сожалению, не удалось, поэтому ниже – выборочные впечатления от услышанного.

Заратустра на сибирских просторах

На открытие пригласили Кента Нагано, американского маэстро, начинавшего с Вадимом самый первый фестиваль. «Его секрет в том, – считает Нагано, – что фестиваль зиждется на местных традициях. Я сам из Сан-Франциско, и мне приходилось наблюдать, как идеи, только родившись, быстро затухают. Здесь же наоборот, за пять лет все расцвело, рамки фестиваля намного раздвинулись». Нагано прежде всего славен своими интерпретациями музыки XX века: Стравинский, Мессиан, Адамс, Саариахо. В этом он безоговорочно убеждает. Что касается романтиков, то тут его интерпретации часто оказываются дискуссионными. Для нашего российского менталитета Нагано слишком рационален и закрыт. Что и проявилось в симфонической поэме «Так говорил Заратустра» Р. Штрауса. «Когда я слышу игру этого оркестра, я буквально вижу огромные просторы сибирской природы!» – признался на пресс-конференции Нагано, рассуждая об индивидуальности коллектива Новосибирской филармонии.

Сибирь и Заратустра – любопытное сочетание, и морозным холодом веяло на протяжении всей истории о бродячем псевдопророке. Штраусовская партитура изобилует многими красотами – это мощная, очень чувственная музыка. Но в этот вечер оркестр был сдержан и закрыт, умолчав о подробностях учения о сверхчеловеке.

Картина внезапно переменилась с выходом Вадима Репина на сцену Зала имени А. Каца. Его лидерство как солиста в Концерте № 1 Бруха определило температуру исполнения: появились и горячность эмоций, и проникновенная нежность в медленной части. Страстность Репина вдохнула жизнь и обогрела замерзших было коллег-артистов.

Торжественность первого вечера фестиваля подчеркнула Фантазия для хора, фортепиано и оркестра Бетховена. Константин Лифшиц за роялем, Новосибирская хоровая капелла радовались друг другу, Бетховену и прославляли высшие идеалы, о которых повествует текст Кристофа Куффнера.

Бах и Бернстайн

Второй день фестиваля посвятили композиторам, внешне ничего общего не имеющим другом с другом. Константин Лифшиц создал причудливую композицию из Английских сюит Баха, между которыми вставил части из фортепианной сонаты Бернстайна и его пьесу «Touches». Эта программа имела подзаголовок «Герой нашего времени», и название можно было трактовать многопланово. То ли героем считать пианиста, взявшего на себя смелость соорудить такой мощный концерт из трех отделений, то ли Баха – героя на все времена, то ли Бернстайна, чье 100-летие со дня рождения мы в эти дни отмечаем.

Что касается последнего автора, то, как показалось, его музыка никак не корреспондировала с Бахом. В Сонате Бернстайн очевидно вдохновлялся примером Прокофьева; «Touches» («Прикосновения») получились пооригинальнее, но сразу забывались, как только Лифшиц возвращался к Баху. Мир сюит раскрывался постепенно. Ля-мажорная не произвела особого впечатления, словно мы попали в прихожую с длинным коридором, в конце которого неясные очертания сулили богатые интерьеры. По мере продвижения музыкальная речь оживилась, каждая часть сюиты обрела свой лик и нрав. Выявились и закономерности. К примеру, финальные Жиги поражали напористостью и стремительностью. Лифшиц, кстати, играл их без реприз, стремясь создать мощную энергетическую волну от начала к финишу. Напротив, в Сарабандах всякий раз находились новые оттенки: то доминировала отрешенность (в ля-минорной сюите), то патетика (в соль-минорной). Разными вышли и начальные Прелюдии: в Третьей сюите поток звуков несся, не ведая преград, а вот в Шестой, ре-минорной, Прелюдия прозвучала нарочито тяжеловесно, «по складам», словно рисуя путь на Голгофу.

Веселый ветер над Землей детей События

Веселый ветер над Землей детей

В Санкт-Петербурге стартовал юбилейный, XXXV фестиваль «Земля детей»

И жизнь как музыка, и музыка как жизнь События

И жизнь как музыка, и музыка как жизнь

В Казани отпраздновали двойной юбилей Александра Сладковского

Самые точные слова События

Самые точные слова

Как откликнулся на юбилей Десятникова столичный театр

Под звуки застольной События

Под звуки застольной

Хроника третьего тура Конкурса молодых оперных исполнителей имени Шаляпина