В качестве кураторов с лекциями были приглашены корреспондент телеканала «Россия 24» Дарья Ганиева, главный редактор студии «Суть медиа» Эдуард Карякин, а также инициатор «Читок», главный редактор журнала «Музыкальная жизнь» Евгения Кривицкая (ЕК) и музыкальный обозреватель «Радио России» Ольга Русанова (ОР), обсудившие итоги проекта.
ЕК Полагаю, не будет нескромным сказать, что наш проект развивается «по нарастающей». В этом году сильно расширилась география «Читок»: отобранные участники – студенты консерваторий, академий музыки, представители концертных организаций, даже педагоги – представляли одиннадцать городов страны! Это Петрозаводск (Вероника Бойкова и Вера Бурлакова), Санкт-Петербург (Екатерина Долматова, Сергей Железнов), Ростов-на-Дону (Дарья Ермакова), Москва (Филипп Геллер, Елизавета Локшина, Анастасия Петровская, Софья Иванушкина, Феликс Канатбаев, Анна Коломоец, Алина Моисеева), Нижний Новгород (Анфиса Худякова), Воронеж (Ольга Зорина), Тюмень (Ирина Печёрских), Рязань (Евгения Породина), Омск (Елизавета Рабчук), Уфа (Айша Хасаншина). Уровень аудитории, степень ее заинтересованности были заметно выше, чем в предыдущие годы. Конечно, мы старались изначально отбирать именно таких, мотивированных на профессиональный подход, людей.
ОР Соглашусь, прогресс очевиден. Этих ребят уже хотелось назвать коллегами. Мне кажется, что большинство из них проявит себя и дальше в этой профессии.
ЕК Хотя был один участник, сказавший, что семинар помог ему осознать, что это не его стезя.
ОР Это тоже хорошо: человек определился. Авот, напротив, Евгения Породина, сотрудник Рязанской филармонии, призналась, что благодаря «Читкам» она решила не уходить из журналистики – ей открылись новые горизонты. В целом по присланным заранее работам было видно, что люди старались, пусть и не все пока получается. Это и объяснимо: ребята молоды, они еще не насмотренны, не начитанны, им не хватает кругозора. Но иные тексты были интересны. Поразило, что больше всего они интересуются современной музыкой, классика их привлекает в меньшей степени, и нам следует в дальнейшем это учитывать. Мы все же были воспитаны как раз на классике, и что-то из нынешних композиций трудно даже счесть за достойную внимания музыку, но для молодежи – это естественная звуковая среда. Если это принять как данность, то общаться с новым поколением становится легко и приятно.
Но если брать профессиональные критерии, то многим участникам не хватало аппарата – и понятийного, и вокабулярного.
ЕК Когда мы разбирали тексты, то все время «бросались в глаза» проблемы с орфографией, запятыми – типичные ошибки, повторявшиеся из текста в текст.
ОР Мне пришлось как никогда много времени уделить русскому языку. Возможно, из-за того, что мы общались с музыковедами, уже в достаточной степени погруженными в профессию и имеющими свои мысли, идеи, то «корявый» русский язык особенно бросался в глаза. Тут и огромное количество лишних запятых, неправильные склонения по падежам, злоупотребление словом «очень», лишние прописные буквы в словах, выдававшие особый пафос автора.
ЕК Насчет «лишних» запятых… Думаю, это попытка добавить смысловых акцентов, как бы внести личную интонацию.
ОР Еще как типичную ошибку я бы отметила жажду «красивостей» – употребление специфических и иностранных слов, смысл которых непонятен не только читателю, но и, по-видимому, самим авторам. Быть естественным – это самое трудное, чего мы добивались. В свое время я именно этим занималась с молодыми сотрудниками на Иновещании. Они приносили тексты для эфира, написанные «заумным» языком, а я просила их перевернуть листочки и рассказать мне о событии «своими словами», как если бы они говорили с мамой или друзьями… И на «Читках» мы пришли к такому же методу: закройте ваш файл и опишите, что же вы увидели-услышали. И это совершенно «другое впечатление, другой рассказ», гораздо более живой и интересный.
ЕК Во второй день с нами был Эдуард Карякин с актуальной темой – как писать о классической академической музыке в социальных сетях, как приобщать и просвещать обычную аудиторию. У него было много конкретных примеров – разборов постов, отдельных публикаций и на сайте «Музыкальной жизни», и в соцсетях фирмы «Мелодия», которые он сам и ведет. Практические замечания вплоть до того, как надо оформлять публикации ВКонтакте, в Телеграм-канале, как их структурировать… Эта лекция вызвала большой отклик у нашей аудитории, потому что соцсети крепко вошли в нашу жизнь. Так что выход в эту сферу – тоже новое в «Читках» – считаю важным, как одну из граней профессии журналиста сегодня.
ОР Вообще-то, я тоже ратую за то, чтобы статьи писались языком, понятным всем. Потому что иногда казалось, что автор пишет просто для себя или для тех, кто тоже был вместе с ним на концерте, но вот подзабыл, что исполнялось, зато все знает про подтекст, авторов, произведения и так далее. А это все необходимо объяснять. То есть мы возвращаемся к важной мысли: нужно точно понимать, на какую целевую аудиторию мы работаем. Я лично ориентируюсь на читателя/слушателя хотя и культурного, но не обязательно имеющего образование в сфере искусства. А на «Читках» одна участница, написавшая невероятно заумный текст, прокомментировала его так: «Да, я пишу для узкого круга». Думаю, это неверный подход. В то же время я не призываю к примитивности. Но именно эти две крайности мы и выявили: либо невероятно заумные тексты со множеством непонятных метафор и иностранных слов, далеко не всегда уместных и употребленных без точного знания смысла, либо наоборот – трюизмы, прописные истины, за которыми точно так же нет мысли.
ЕК На «Читках» мы традиционно организуем для наших участников пресс-места в театрах и концертных залах, чтобы они выполнили творческие задания: взяли интервью, написали репортажи, рецензии. В этом году партнерами проекта стали Большой театр, МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко, «Геликон-опера», Детский театр имени Сац, Концертный зал «Зарядье», Московская филармония, Московская консерватория, Московский Дом музыки, ДК «Рассвет». Практически все достойные внимания события тех дней были нами охвачены. Наверное, это тоже такой важный «манок» нашей программы, особенно для ребят из регионов.
ОР Конечно, они просто в сказку попали. И тут и тебе респект за организацию этих культпоходов, и, конечно, Российскому музыкальному союзу, который поддерживает «Журналистские читки», финансируя проживание участников. Отель на Арбате – это, конечно, круто.
ЕК Я присоединяюсь к словам благодарности в адрес РМС и его генерального директора Александра Клевицкого, а также всех сотрудников, занимавшихся организационной стороной проекта. Отдельное спасибо и координатору проекта музыковеду Владимиру Жалнину за тщательность и внимательность, с какой он подошел ко всем организационным моментам наших «Читок».
Но, возвращаясь к творческим заданиям, хочу отметить такую любопытную деталь. Некоторые участники впервые в жизни, к примеру, попали в Большой театр. Сам факт похода в такое знаковое место заслонил от них суть увиденного на сцене, и рецензии оказались достаточно проблемными, хотя написать о «Русалке» Дворжака или «Дон Кихоте» – ярких, зрелищных постановках, вроде было не так сложно.
ОР Я бы все же отметила, что большинство справилось с творческими заданиями: во всяком случае, ребята сумели буквально за ночь написать рецензию или расшифровать интервью. Мы понимали, что они находятся в неравном положении: «не повезло» тем, кто попал на концерты классической музыки. Им труднее было найти подход к материалу. Действительно, что нового можно написать о Бетховене, Моцарте? Фактически тут не за что «зацепиться», и лично мой совет был прост: идти «в народ», опрашивать слушателей или артистов, чтобы опереться на их реплики и мнения. Выяснилась еще одна деталь: некоторые из ребят оказались ленивы и не любопытны. Например, в одной рецензии я прочла: «Луганский исполнил что-то на бис, но что именно – я не знаю…» Конечно же, это для критика недопустимо. В более выигрышном положении оказались те, кто попал в «Геликон» на оперетту «Остров Тюлипатан» Оффенбаха, – там можно было «уцепиться» за красочную сценографию, более чем оригинальный сюжет. И на «Русалку», которая дала возможность опереться как минимум на режиссерские находки, так что статьи о ней написаны были в целом прилично.
ЕК Совсем новым в этом году стало приглашение специального гостя для общения в формате «паблик-ток», чтобы ребята пообщались с интересной персоной в режиме пресс-конференции, почувствовали себя реальными журналистами. И общение с пресс-секретарем Большого театра Катериной Новиковой дало такую блестящую возможность, а сама Катерина стала живым воплощением того, какой бэкграунд, какие коммуникативные навыки, профессиональные и человеческие принципы должен иметь журналист.
ОР Идея паблик-тока – отличная. Могу провести такую параллель: когда я ежегодно ездила на заседания Европейского вещательного союза, в памяти прежде всего остались встречи с крупнейшими фигурами артистического мира. Директор Метрополитен-оперы Питер Гелб нам рассказывал о проекте «Опера в кино», когда он только начинал его разворачивать в 2006 году. Или директор Венской оперы Иоан Холендер объяснял свои подходы к репертуарной и кадровой политике. Это было очень познавательно, и нам стоит тоже это начинание развивать дальше.
ЕК Завершая наш диалог, я бы хотела еще поблагодарить за поддержку и Союз композиторов России, и Российскую академию музыки имени Гнесиных, на чьей территории мы встретили теплый и радушный прием. Ректор Александр Рыжинский, который пришел поприветствовать нас, подчеркнул, что рассматривает эту платформу не столько как образовательную, а как творческую, и шутливо напомнил слова Льюиса Кэрролла: «“ То, что трижды сказано, то верно”. И раз “Читки” состоялись уже в третий раз, проект подтвердил свою жизнеспособность».