Объединяя кино и музыку События

Объединяя кино и музыку

В Москве прошел Второй международный киномузыкальный фестиваль Kinorex для молодых режиссеров и композиторов

Едва ли возможно сегодня представить фильм без музыкального сопровождения. Музыка помогает создателям картины донести эмоции до зрителя, а зрителю – почувствовать в полной мере то, что хотели сказать авторы. Поэтому крайне важно, чтобы творческий союз режиссера и композитора был плодотворным. Однако где же познакомиться начинающим авторам? Как композитору, окончившему консерваторию, заявить о себе в мире кино? Разрешить эти вопросы и дать площадку для творчества призван фестиваль Kinorex.

Создателями Первого молодежного киномузыкального фестиваля стали студенты-гнесинцы Никита Брусин и Елизавета Фирулик. По их задумке, жюри фестиваля-конкурса оценивает тандем режиссера и композитора. Это происходит в два этапа: сперва молодые режиссеры присылают свои короткометражные работы, а затем уже на отобранные жюри фильмы композиторам нужно написать музыку, сотрудничая с ее авторами.

Идея была тепло принята, и Kinorex за год вырос из всероссийского фестиваля до международного, охватив страны от Южной Кореи до Чили. Несмотря на сложную политическую обстановку во время проведения фестиваля, всё успешно состоялось, чему организаторы, конечно, остались рады.

Помимо конкурса в Kinorex вошла образовательная составляющая – в течение недели в Музыкальной гостиной Дома Шуваловой прошли мастер-классы от композиторов и режиссеров. Кроме того, в образовательных учреждениях всерьез задумались о подготовке кинокомпозиторов – ректор РАМ имени Гнесиных Александр Рыжинский сказал об этом на пресс-конференции фестиваля: «Киномузыка не только культурный феномен, но и образовательный. Это то, что сегодня требует внимательного изучения и определенной поддержки. Что касается образовательного проекта, сама программа подготовки кинокомпозиторов в Российской академии музыки имени Гнесиных уже готова. Образовательная стратегия академии во многом обязана этому очень удачному проекту».

В этом году оргкомитет фестиваля решил оценивать работы по номинациям, чтобы не сравнивать оркестровую и электронную музыку. В то же время главным критерием, по словам кинокомпозитора и председателя жюри Ильи Духовного, является эмоциональное воздействие картины. В жюри конкурса также вошли: композиторы Андрей Батурин, Кузьма Бодров, дирижер и пианист Александрас Шимелис, ректор ГИТИСа и театральный критик Григорий Заславский, режиссер и актер Борис Токарев, программный директор радио «Орфей» Игорь Летин и врио генерального директора Госфильмофонда России Роман Чистяков.

На торжественной церемонии закрытия фестиваля, которая прошла в концертном зале «Известия Hall», с большого экрана были показаны шесть фильмов финалистов. Несмотря на позиционирование фестиваля как молодежного, работы участников не производят впечатления студенческих работ или малопрофессиональных. Это кино о старом и вечном добре, искренности, по-прежнему важных для нашего общества. Музыка тонко и точно передает замысел, дополняя визуальное воздействие на зрителя с помощью звуков. Подарком для финалистов стало сопровождение картин камерным оркестром Nella Musica под управлением Екатерины Кочетковой.

В конце вечера были объявлены имена победителей. В номинации «Оркестровая музыка» выиграл мистический фильм о смотрителе маяка, оставшегося наедине с морем, Luzdemar(«Свет моря») режиссера Джона Доу и композиторов Игоря Тарабрина и Екатерины Евменьевой. Таинственный игровой фильм «Кукушка» режиссера Юлии Максимочкиной и композиторов Артёма Кузьмичева и Александра Дудоладова был признан лучшим в номинации «Электронная музыка». Специальную премию от радиостанции «Орфей» за самый оригинальный саундтрек вручил Игорь Летин, а также пригласил на интервью команду фильма «Соловей и Роза» режиссера Луну Мануэль и композитора Екатерину Хмелевскую.

Сразу несколько наград – Гран-при, «Приз зрительских симпатий» и специальный приз от Госфильмофонда России – получил анимационный фильм «Галчонок» о доброте к окружающим режиссера Марата Нариманова и композитора Константина Борисова.

«Я чувствую, что сделал очень правильно, когда выбрал Костю. Важно человеческое взаимоотношение. Наше общение было хорошее, приятное и конструктивное. Композитор может быть гениальным, но, если отношения не сложились, ничего не получится. У меня еще есть идеи, и первый человек, к которому я обращусь, будет Костя. Он очень талантливый, и у нас есть совместный опыт. Мы уже друг друга понимаем», – поделился Марат Нариманов.

Самое важное фестиваль выполнил: познакомил молодых авторов, готовых сотрудничать и открывать новое. Хочется верить, что эти опыты – начало продолжительной и важной творческой работы.