К сложнейшей малеровской партитуре оркестр прикоснулся год назад, впервые покорив этот Эверест в апреле 2017-го. Тогда, на закрытии «Рахлинских сезонов» стало ясно, что «вес взят» и впереди – новая страница жизни оркестра.
Теперь Шестой симфонией музыканты из Казани мощно и триумфально завершили свой персональный абонемент в БЗК. Уверена, что многие, пришедшие в тот вечер в консерваторию, подумали: «Как здорово, что мы услышали такой великолепный оркестр», «как нам повезло, что сложную музыку сыграли так ясно и понятно».
Действительно, ценнейшим качеством интерпретации Александра Сладковского является естественный пульс, в который логично укладываются бесконечные темповые смены (все эти «ускоряя», «почти медленно», «не тянуть», «еще раз также медленно» и т.п.), предписанные Малером. При этом дирижер умеет не только «зажечь» в кульминациях, но, что гораздо сложнее, наполнить содержанием медленную музыку. Мистика хорала первой части, утешающая красота Анданте, наигранная учтивость Скерцо – все эти эпизоды запомнились как отдельные, увлекательно рассказанные новеллы в грандиозной эпопее Шестой Малера.
Для всех симфоний Малера характерна финалоцентристская драматургия: катаклизмы первой части, романтические переживания и ироничные усмешки средних частей – лишь «репетиция» перед финалом, в котором собираются и на новом качественном уровне разрабатываются главные идеи сочинения. В первых симфониях Малер стремился к апофеозу, чтобы вселенная вибрировала от радости. Но с годами восторг перед таинством бытия сменился мучительными размышлениями о том, «что там, за поворотом», пониманием, что «Жизнь – есть первый торжественный аккорд, который берет Смерть». Эта строчка из Ламартина, которую некогда взял Ф.Лист в качестве эпиграфа для своей поэмы «Прелюды», как нельзя более подходит к концепции Шестой, «Трагической» симфонии Малера в интерпретации ГСО РТ. Как бы ни боролся герой, ни крепил дух, но есть высшие силы, над которыми люди не властны.
Оркестр Сладковского не только виртуозен и дисциплинирован, но и очень красочен. Роскошные соло первой скрипки, благородные реплики гобоя, валторны, точные ударные, включая знаменитые удары молота, на которые заранее обратил внимание ведущий Юлиан Макаров, предваряя комментариями концерт. Словом, малеровская партитура предоставила прекрасную возможность насладиться рафинированностью тембровой палитры ГСО РТ и оценить выработанную за эти годы большую культуру оркестровой игры.
После концерта Александр Сладковский (АС) подвел некоторые итоги сезона в Большом зале консерватории и поделился с Евгенией Кривицкой (ЕК) ближайшими планами.
ЕК Завершился ваш персональный абонемент в Большом зале Московской консерватории. Он открывался сложными, подчас суицидными по настроению сочинениями Шостаковича, потом последовали «Иоланта», последняя опера Чайковского, где за рыцарской историей сокрыты серьезнейшие метафизические вопросы, и Реквием Верди. Итогом всего – Шестая Малера. Четыре концерта сложились в трагическую эпопею… Вопрос: это подсознательно получилось?
АС Ничего так просто не бывает. Мое мироощущение связано с тревожными вибрациями сегодняшних дней, я ничего не придумывал специально. Произведения в этом абонементе выбирались те, которые мне хотелось сыграть и показать московским слушателям, то, что меня самого сильнее всего задевает. И вы правы – их действительно объединяет трагическая нота. Надеюсь, что нам удалось это донести в полной мере.
ЕК Ваши успехи не остались незамеченными. Впереди – новый абонемент в столице, теперь – по приглашению Московской филармонии. Что ждет меломанов?
АС Фантастическая симфония Берлиоза, «Дон Кихот» Р.Штрауса с солистом Марио Брунелло (виолончель), Девятая симфония Брукнера и еще целый ряд произведений. С Московской филармонией мы исходили из репертуарных возможностей оркестра, чтобы показать коллектив во всей красе.
ЕК Александр Витальевич, знаю, что вы строите работу оркестра и выбираете сочинения также исходя из «педагогических» целей, чтобы оркестр рос, развивался. Что в планах?
АС Малеровский цикл. В следующем сезоне сыграем Восьмую симфонию – в Казани и в Москве. Нас пригласили показать ее в «Зарядье», в феврале 2019 года. Седьмая симфония Малера будет представлена будущей весной на «Рахлинских сезонах». Остается освоить немного – вокальные циклы, Вторую, Третью и Десятую симфонии. Все остальные уже сыграны, а Первая, Пятая и Девятая симфонии даже записаны на фирме «Мелодия». У меня намерения очень серьезные, я обожаю малеровскую музыку, хочу, как в случае с циклом Шостаковича, максимально глубоко ее охватить. Если справимся, то дальше будем двигаться с пятой космической скоростью.
ЕК Это ведь не первый монографический цикл. Вот вы упомянули Шостаковича – вами записаны на «Мелодии» все симфонии и концерты…
АС Мы начинали с Бетховена, потом сыграли все симфонии Чайковского, Брамса, Шостаковича. В течение двух-трех сезонов – Малер. Что дальше? Так далеко не загадываю, но мне бы хотелось больше играть Сибелиуса – я потихоньку начну исполнять его в Казани, начну со Второй симфонии. После Малера логично бы перейти к брукнеровскому циклу – это уже заоблачная высота.
ЕК Ближайший фестиваль – «Белая сирень», он пройдет в Казани параллельно с чемпионатом мира по футболу…
АС Фестиваль вплетен в рамки культурной программы чемпионата. В Казани, как вы знаете, есть прекрасный стадион «Казань-Арена», ряд матчей пройдет там, и по согласованию с Министерством культуры РТ мы продлили концерты фестиваля до июля. С нашим оркестром выступят Денис Мацуев, Полина Осетинская, замечательные юные пианисты – лауреаты конкурса Grand Piano Competition.
ЕК Вы будете следить за ходом чемпионата?
АС Я спокойно отношусь к футболу, обычно, когда я играю в команде с Денисом Мацуевым, то стою в защите и говорю по телефону. Из меня футболист – никакой. Но буду болеть личностно за Станислава Черчесова – он замечательный человек, мой добрый знакомый, я желаю ему прорывов и побед, и, конечно, успехов нашей сборной.