В программе вечера, лаконично названного «Музыкальные параллели», на сцене Центрального дома Российской армии – Соната № 1 для виолончели и фортепиано Людвига ван Бетховена, мировая премьера Трех концертных этюдов Давида Кривицкого и Соната для виолончели и фортепиано Клода Дебюсси. Партнером артиста стала пианистка Елена Казина. Как и юбилей в 2019-м, музыкант отметил этим концертом свое 83-летие, тем самым совместив приятное с вечным.
Если говорить о Юрии Лоевском, то эпитет «легендарный» приходит на ум сам собой. Виолончелист имеет безоговорочный авторитет в музыкантских кругах: ученик Ростроповича, Лоевский на протяжении полувека играл в ведущих симфонических оркестрах страны. Начав карьеру в оркестре Театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне – Мариинский) в 1966-м, уже через четыре года Лоевский занял место первого концертмейстера группы виолончелей оркестра столичного Большого театра, в котором прослужил 13 лет. Затем по приглашению Евгения Светланова возглавил группу виолончелей Госоркестра. А в 2003-м Юрий Григорьевич стоял у истоков Национального филармонического оркестра России – Владимир Спиваков предложил мастеру, к тому времени уже народному артисту РФ, стать первым концертмейстером виолончелей нового коллектива.
Выбор произведений, составивших программу концерта, показал: имениннику подвластны все музыкальные стили и эпохи. Первая соната Бетховена для виолончели и фортепиано ор. 5, № 1 – раннее и во многом новаторское сочинение, в котором великий классик задал новый уровень виртуозности и концертности в отношении виолончели. Для интерпретации Юрия Григорьевича была характерна легкость и в то же время величественность исполнения (стоит помнить, что Бетховен посвятил две виолончельные сонаты этого опуса прусскому королю Фридриху Вильгельму II). Трактовка Лоевского буквально «дышала» мудростью, а отточенность штрихов вкупе с идеальным взаимопониманием виолончелиста и пианистки определили совершенство звучания.
Смысловым центром концерта стала премьера трех этюдов из цикла «12 больших концертных этюдов» для виолончели соло (1998) Давида Кривицкого. С этим невероятно плодовитым композитором (более 1600 произведений) Лоевского связывали годы дружбы и тесные творческие связи. Виолончелист подошел к трем этюдам – «Quasi una Fantasia», «Мистические квинтоли» и «Песня без слов» – со свойственными ему продуманностью и содержательностью. Исполнение этих пьес, включающих виртуозные пассажи, сложную ритмику, требует недюжинной технической оснащенности, и Юрий Григорьевич с блеском продемонстрировал высоты так называемой «старой школы».
Изящным финалом стала Соната для виолончели и фортепиано Дебюсси. Изысканный звук, точность нюансировки, интонационная чистота, сыгранность ансамбля – все это характеризовало интерпретацию Лоевского и Казиной. А в качестве праздничного «десерта» – любимые мастером «Пробуждение» Форе и «Полет шмеля» Римского-Корсакова, показавшие, что возраст – это только цифра в паспорте, и более молодым коллегам стоит поинтересоваться секретами творческого долголетия.