Герой труда
«Артист – сам себе самый строгий критик, и когда тебя хвалят, когда на родине тебе вручают высокие награды – это приятно и помогает еще интереснее и больше работать», – признался на пресс-конференции Юрий Башмет, имея в виду подписанный накануне президентом РФ указ о присуждении музыканту звания «Героя труда».
Альтист, дирижер, худрук пятерки крупных фестивалей и трех оркестров, Юрий Башмет и вправду живет в сумасшедшем ритме: репетиции, концерты, гастроли. Творчество – это, конечно же, уже образ жизни, где возможность выхода на сцену – не труд, а радость.
Фестиваль в Ярославле открылся непарадной программой и транслировал определенную повестку: времена нынче трудные, но и раньше было не легче. Вот и Дмитрий Шостакович, создав в конце жизни Сюиту на стихи Микеланджело, в культуре Возрождения разглядел параллели со своим временем, а мы, в свою очередь, проецируем на себя. Солировал в этом масштабном, длящемся около 50 минут, сочинении наш лучший бас Ильдар Абдразаков. Великолепная дикция, понимание смысла и подтекста фразы, каждого слова, тончайшая градация оттенков – от вкрадчивого сфумато до угрожающего рыка… Певцу в сопровождении «Солистов Москвы» под управлением Юрия Башмета удалось удержать внимание зала, несмотря на сложность диссонантного звукового мира позднего Шостаковича. После выступления он рассказал, что Сюиту поет давно, дважды записал – с Чикагским симфоническим оркестром и с Филармоническим оркестром BBC c Джанандреа Нозедой.
Фото: Михаил Брацило
Абдразаков также приехал в Ярославль на волне триумфа, пусть и иного рода. Он стал победителем популярного шоу «Маска», спев Luna Алессандро Сафина. «Я мечтал с детства пойти в эстраду, не собирался быть оперным певцом. Но мой педагог Миляуша Муртазина сказала, что если я хочу красиво петь, то надо заниматься академическим вокалом», – рассказал в гримерке Ильдар.
Как и обещал директор фестиваля Дмитрий Гринченко, слушателей в этот вечер ждал совсем не развлекательный дискурс. Первая часть камерной симфонии классика армянской музыки Эдварда Мирзояна не внесла просветления, став еще одной драматичнейшей повестью о судьбах мира. Фортепианный концерт Галины Уствольской и вовсе вызвал депрессивные эмоции мрачной аурой и долбяще-ударной партией рояля, с которой уверенно справилась пианистка Ю-Фен-Чанг (Тайвань – Бельгия). Что не отменяет вопросов к автору, написавшему музыку без контрастов. Лишь в конце минорные настроения модулируют в квазиликующий финал, где, как в Пятой симфонии Шостаковича, мажор воспринимается гримасой, «уступкой» общественному мнению. После пережитого катарсиса Концертино для скрипки с оркестром Мечислава Вайнберга стало «глотком свежего воздуха», необходимой духовной разрядкой. Мы нечасто слышим в качестве солиста прекрасного скрипача Николая Саченко, который после победы на Конкурсе имени Чайковского посвятил карьеру игре в оркестре (концертмейстер «Новой России») и камерному ансамблю (в составе «Брамс-трио»). Тем приятнее было утвердиться во мнении, что первые места на нашем главном национальном состязании получают достойнейшие: лирические образы первой части, напряженная, суровая сольная каденция, трагичная медленная часть и призрачный, «под сурдинку» финал прозвучали с идеальным инструментальным качеством и совершенной передачей замысла композитора.
Сочинение Вайнберга стало логичным мостиком к финалу – небольшому опусу Gloria для альта, хора и оркестра Кузьмы Бодрова, где к «Солистам Москвы» присоединилась Филармоническая хоровая капелла «Ярославия». Канонический текст, воспевающий славу Творцу и всему сущему, воспринимался как неожиданный свет в конце туннеля, как намек, что после черных полос обязательно должна наступить светлая жизнь – важно только не терять веру.
По Золотому кольцу
Фестиваль традиционно охватывает не только площадки Ярославля, но и окрестные города и поселки: Рыбинск, Гаврилов Ям, Некрасовское. Причем иногда артисты совершают музыкальные десанты параллельно. Пока квартет из числа «Солистов Москвы» играет Моцарта в Доме культуры в Данилове, основной состав вместе с маэстро Башметом дает концерт на сцене Драматического театра в Ростове Великом.
Небольшой зальчик в городе, где снимался фильм «Иван Васильевич меняет профессию», был забит «под завязку»: оркестр здесь – редкость, народный артист СССР Юрий Башмет – и вовсе явление инопланетное. Поэтому и встречали музыкантов горячими аплодисментами, радуясь их приезду. Если в Ярославле была сверхсерьезная программа, то здесь публике привезли популярную классику: «Маленькую ночную серенаду» Моцарта, «Русский танец» Чайковского с молоденькой скрипачкой Валерией Абрамовой в качестве солистки и его же «Воспоминание о Флоренции». Секстет, исполненный в версии для камерного оркестра, оставил сильнейшее впечатление благодаря идеальной сыгранности, выверенности всех ритмических синкоп, синхронности виртуозных пассажей. Было и немало лирических мест, прозвучавших трогательно и искренне. Так что вышедший на сцену глава администрации Ростовского муниципального района Андрей Шатский признался: «Словно побывал в другом мире, я до сих пор еще в музыке».
Сказ о Борисе и Глебе
Хоровую оперу Александра Чайковского ярославцы ждали два года. Премьера «Сказа о Борисе и Глебе» состоялась накануне начала пандемии, в феврале 2020 года, и затем ограничения Роспотребнадзора не позволили показывать спектакль, где на сцене одновременно находится 150 человек. В Ярославле планировалось сделать действо на территории музея-заповедника бывшего Кремля. Но резкое похолодание заставило перенести показ на сцену драматического театра имени Ф. Волкова.
В свое время Александр Чайковский сказал в интервью: «В XII веке страсти зашкаливали так же, как и сейчас. Наша опера – это, по сути, политическая драма, где считываются и реалии нашего времени, показывается, что ничего не изменилось… Манипуляция общественным мнением, борьба за власть, толкающая на преступления. Тогда просто все было грубее и проще: не нравился человек – его сразу убивали…» Андрей Мерзликин – бессменный исполнитель роли Ярослава Мудрого, создал образ жесткого и в то же время охваченного сомнениями и душевным смятением правителя. Его диалог с народом – это вопросы не столько людям, сколько самому себе.
С момента премьеры в опере появились новые штрихи. В частности, расширилась партия солирующего альта, которую исполняет Юрий Башмет, отдавший в этом проекте дирижерскую палочку эквадорцу Фредди Кадене. Голос альта теперь воспринимается как речь «от автора», комментирующего, сострадающего событиям. И Юрий Башмет выразительно и мудро вел эту линию.
Фото: Михаил Брацило
За хоровые коллективы в проекте поручено отвечать профессору Александру Соловьёву. У него собран костяк постоянных участников – Камерный хор Московской консерватории и Тульский государственный хор, которые он сам возглавляет, а также Муниципальный хор «Нижний Новгород», «Мужская военная капелла» и Народный хор РАМ имени Гнесиных. Великолепная работа хормейстера позволила раскрыться красотам этой удачной и ярко написанной партитуры, где действительно главенствует хор во всем богатстве исполнительских возможностей. Есть и звукоизобразительные элементы, и мощные тутти, и полифония пластов, и даже рэп – и со всем этим гигантский сводный хор справился «играючи». Вновь убедило режиссерское решение Павла Сафонова использовать пластическую группу Алишера Хасанова «Мим-оркестр». Воинствующие охранники, разбойничий люд в шкурах – танцоры ползали, извивались, насыщая движением ораториальную статику.
В зале собралась публика самых разных профессий: врачи, юристы, учителя, ярославские музыканты. «Впечатление сильное, профессионализм сверкал на высшем уровне, – пытались сформулировать свои ощущения ошеломленные увиденным зрители. – Аллегория с сегодняшними временами считывалась неприкрыто». «Музыка совершенно несложная, написанная понятным нам языком». «Понравилась масштабность, необычность, то, что классические инструменты соединены с народными. А что касается сюжета – предательство, борьба, – то он актуален во все времена».