Великолепная пятерка в гостях у Юрия Башмета События

Великолепная пятерка в гостях у Юрия Башмета

На XIV Международном музыкальном фестивале в Ярославле выступил Духовой квинтет РНО

Один из концертов ежегодного фестиваля маэстро Башмета был посвящен музыке для духовых инструментов, которую исполнил Квинтет РНО – пять солистов признанного коллектива, вот уже много лет выступающих в подобном составе. Ольга Томилова (гобой), Сергей Елецкий (кларнет), Андрей Снегирев (фагот), Алексей Серов (валторна) под руководством своего лидера флейтиста Максима Рубцова давно уже зарекомендовали себя как музыканты, способные исполнить любой репертуар для духовых инструментов – будь то строгие классицистские опусы или незатейливые аранжировки известных сочинений.

Не ограничивая себя в жанровых рамках, Квинтет РНО выстраивает любопытные программы, в которых профессиональное мастерство органично уживается с запросами публики. Концерт в Ярославской филармонии – тому наглядный пример. Квинтет исполнил четыре цикла, которые позволили продемонстрировать богатство тембров – как соло, так и в ансамбле, предлагая совершить мини-путешествие по эпохам и музыкальным стилям. На «разогреве» прозвучала сюита из оперы «Кармен» американского композитора и флейтиста Билла Холкомба – фантазия на популярные темы Бизе, которую этой великолепной пятерке явно не составило труда исполнить (а про восторг местной публики и говорить нечего). Если за технику можно было бы выставить баллы всем участникам ансамбля без исключения, то за артистизм отдельной оценки заслуживал Максим Рубцов: флейтист успевал и улыбаться зрителям в первом ряду, и пошутить по поводу зазвонившего телефона – словом, заряжал позитивом всех вокруг.

Духовой квинтет соль минор Франца Игнаца Данци, младшего современника Моцарта, воспринимался как своего рода мостик между классицизмом и романтизмом. Исполнителям удалось подчеркнуть это «двоемирие»: в крайних частях ощущались моцартовские строгость и рациональность, в медленной части лирические, нежные темы явно уводили в другую эпоху. Эта линия продолжилась в Секстете для фортепиано и духового квинтета Людвига Тюйе – композитора конца XIX века, чье дарование высоко ценил Рихард Штраус. К артистам РНО здесь присоединилась пианистка Елена Кузнецова, придавшая роялю подлинно оркестровое звучание – впрочем, весь этот масштабный романсово-песенный опус напоминал концерт, где соревновались между собой виртуозы. Еще одним украшением вечера стали Восемь русских народных песен Анатолия Лядова в авторском переложении для духового квинтета. В этих миниатюрах, своего рода музыкальных лубочных картинках, Квинтет РНО акцентировал колорит и сам дух русского фольклора, отточив каждую песню как драгоценный камень – разумеется, с присущими этому коллективу легкостью и изяществом.

Прошлое – в настоящем