В культурном арт-пространстве ДК «Рассвет» состоялся вечер «мистической» музыки. Анна Коломоец (АК) побеседовала с инициатором программы скрипачом Даниилом Коганом (ДК) и узнала о жизни и творческих планах молодого музыканта в нынешнем хрупком мире.
АК Что вдохновило вас на создание зловещей программы сегодняшнего вечера?
ДК Алексей Мунипов изначально предложил сыграть «Квартет на конец времени» Мессиана, а я заодно предложил и свою программу. Музыка-то в ней действительно злобная, насыщенная дьявольскими образами. Это должно было стать чем-то вроде предгенеральной репетиции перед Международным конкурсом имени Яна Сибелиуса, который стартует 19 мая.
Сегодня я первый раз исполнял эту программу в таком порядке. Хоть и по нотам, да. На самом деле мне легче играть без них, но в последнее время часто приходилось выступать с нотами, и сейчас огромная моральная проблема – перестроиться на игру наизусть. Завтра буду частично эту же программу исполнять уже по памяти – в Соборе Святых Петра и Павла. Вообще, считаю, что перед конкурсом главное не заниматься, а обыгрываться.
АК По вашему мнению, о чем музыка апокалиптического квартета Мессиана?
ДК Я бы сказал, что Мессиан для меня – это абстрактная музыка. Вот знаете, есть такой фильм – «Лабиринт Фавна» режиссера Гильермо дель Торо, там вроде бы все происходит во время войны, но с войной это никак не связано. Это фильм о маленькой девочке, которая абстрагируется от всего, что происходит на войне, уходя в мир собственных фантазий. Мне кажется, музыка Мессиана, а именно данный квартет, – это уход в вымышленные миры от всего того, что происходит вокруг. Эта музыка не брутальна в принципе, даже самые брутальные моменты, которые есть в этом произведении, никак не связаны с реальными ужасами, они абстрактны. При этом здесь преобладает нечто магическое, нежное, но нежность тут тоже абстрактна. Время в этом квартете переходит в какую-то иную субстанцию, у которой нет прошлого и будущего, а есть только некая форма вечности.
Все эти отмены, любые агрессивные действия по отношению к культуре какой-либо страны и к ее жителям в целом – это полнейшее мракобесие, ограниченность, даже фашизм. К отмене музыки Чайковского в концертах нельзя никак иначе относиться, кроме как к фарсу.
АК Вы сказали, что участвуете в Конкурсе скрипачей имени Сибелиуса, вас не отстранили от участия?
ДК Ситуация в мире нисколько не повлияла на меня. У меня есть гражданство Канады, и организаторы посоветовали мне участвовать именно от этой страны. Я даже планирую гастроли за рубежом – во Франции, в Америке, и, конечно же, концертный тур по России состоится в скором времени.
АК Что вы думаете по поводу нынешней «культуры отмены» со стороны Запада?
ДК Любое потрясение выявляет истинные лица людей. Не буду называть конкретные страны. Все эти отмены, любые агрессивные действия по отношению к культуре какой-либо страны и к ее жителям в целом – это полнейшее мракобесие, ограниченность, даже фашизм. К отмене музыки Чайковского в концертах нельзя никак иначе относиться, кроме как к фарсу.
АК Не планируете после конкурса уехать из России?
ДК На этот вопрос я вам не могу ответить, так как сам не знаю. Мы прорабатываем разные варианты развития событий. Но могу сказать так: если я и решу уехать за границу, то это никак не будет напрямую связано с нынешней ситуацией.
АК Вы могли бы прокомментировать ситуацию с уходом Павла Когана, вашего дяди, из руководимого им оркестра?
ДК Знаете, это был его выбор. Я уважаю его решение. Считаю, что он поступил так, как подсказала ему его совесть, его некие моральные принципы. Для него это был очень серьезный шаг, потому что, в отличие, например, от того же Василия Петренко или Тугана Сохиева, он возглавляет этот оркестр уже 33 года. Это его коллектив, который отождествляется с его именем. Мы обсуждали с ним этот момент, обсуждали очень спокойно, и тогда он мне сказал, что в нынешней ситуации видит это единственным верным решением. Я не принимаю в данном случае какую-либо сторону, могу сказать лишь, что его позиция мне абсолютна ясна.
АК Считаете ли вы, что поступок Павла Когана был продиктован его политическими убеждениями?
ДК Трудно сказать в данном случае, о каких убеждениях идет речь, и вообще, против чего кто выступает. Его уход может означать разные вещи. Да, его можно интерпретировать как жест неприятия российской политики, а можно понять как нежелание в принципе жить на территории, вовлеченной, так или иначе, в конфликты, вне зависимости от того, кто в них прав, а кто виноват. Я думаю, людям искусства в определенном возрасте хочется уже какого-то душевного покоя. Выдержать все это сложно, и особенно сложно принимать чью-либо сторону. Желание уехать и отстраниться кажется мне естественным.
АК Есть предположение, что оркестры МГАСО и РНО будут объединены. Это правда?
ДК Это неправда, этого не будет! Насколько мне известно, в РНО приходила сотрудница Министерства культуры и заверила, что этого не случится. Сейчас остро стоит вопрос о том, кого назначить руководителями оркестров, если все разъехались.
АК В нынешних обстоятельствах ваше творческое кредо как-то изменилось?
ДК В моем случае творческое кредо является внутренним делом и зависит только от личных переживаний; под воздействием социальных потрясений творческое кредо должно только укрепляться, а не меняться. Недавно в Академии Гнесиных меня огорошили таким вопросом: «Какая у вас мечта в жизни, в музыке?» (Даниил Коган получает второе высшее образование в РАМ имени Гнесиных по специальности «Симфоническое дирижирование» в классе А. С. Рейна. – А. К.). Такая странная постановка вопроса. Что значит «мечта» в музыке? Как в музыке может быть какая-то мечта? Музыка – это процесс. Если я осуществил свою мечту, что мне остается делать дальше? Значит, мне пора уходить из профессии, бросить музыку?.. Я ответил на это, что уже живу своей мечтой. Я не мечтаю о будущих достижениях – мое творческое кредо заключается в том, что я стараюсь ежедневно проживать свою мечту, пребываю в своей мечте.
АК Традиционный финальный вопрос про творческие планы.
ДК Собираюсь с фирмой «Мелодия» записать летом новый альбом. Его тема – секрет. Будут и русские, и зарубежные композиторы XIX и XX веков. А вообще, мне ближе всего музыка французского импрессионизма.