Как понять язык современной музыки – той, которая пытается порвать с традиционными способами коммуникации, и пытается интегрироваться в наш техногенный мир.
Ответ на этот краеугольный вопрос пробует дать известный музыкальный ученый, профессор Татьяна Цареградская в своей новой книге «Музыкальный жест в пространстве современной композиции», выпущенной издательством «Композитор».
Причиной создания этой работы явилось стремление ответить на несколько вопросов, – пишет автор. – Первый из них постоянно возникает при анализе новейшей отечественной и зарубежной музыки и формулируется примерно так: как можно назвать исходный музыкальный материал новейших композиций? Применимо ли к нему понятие темы, мотива? Если нет, тогда что за феномены перед нами и какими терминами их можно описать? Второй вопрос связан с самоосмыслением современной музыки. Всегда хотелось представить себе, какими вербальными характеристиками пользуются композиторы, как они мыслят свое творчество? Осознать это – значит приблизиться к пониманию как творческих интенций, так и формулировок, которыми пользуются ведущие композиторы нашего времени.
Третий вопрос возник в процессе исследования первых двух. Среди огромного количества изданий зарубежной литературы, посвященной новейшей музыке, стало часто встречаться слово “жест” именно в значении композиционной единицы или интенции. Сначала оно казалось каким-то странным и неудобным, но по мере дальнейшего знакомства с его применением и осмыслением появилась уверенность в том, что большая часть композиций конца ХХ – начала ХХI века в той или иной мере опирается на “жест” в разных его значениях. Попытка очертить область “жестовости” (или “жестики”) в новейшей композиции и стало целью этой работы».
Цареградская Т.В. Музыкальный жест в пространстве современной композиции. – М.: Издательство «КОМПОЗИТОР», 2018. – 364 с. Книгу можно приобрести с 25 мая в интернет-магазине издательства «Композитор»
С этих позиций написаны творческие портреты 12 композиторов – 12 апостолов новой музыки. Это Мортон Фелдман, Оливье Мессиан, Пьер Булез, Хельмут Лахенман, Тору Такэмицу, Харрисон Бёртуисл, Лучано Берио, Кайя Саариахо, Джон Кейдж, Брайан Фернихоу, Карлхайнц Штокхаузен, Маурисио Кагель.
Для каждого из мэтров Т. Цареградская нашла определенный ракурс. «Распределение материала по главам шло от гипотетической совокупности свойств музыкального жеста: первая глава описывает жест, порождающий звук (звукоизвлечение в сумме таких качеств, как туше, динамика и артикуляция, инструментальный штрих); вторая адресована “дистанционной тактильности” – визуальным стимулам, рождающим музыкальный отклик; третья направлена на телесность во всей ее полноте – взаимодействие музыкальных и телесных жестов как в хореографической, так и в инструментально-виртуозной плоскости; четвертая выходит за пределы собственно человеческого тела, обращаясь к жесту как “деянию” – авангардному жесту; в пятой главе музыкальный жест становится объектом композиторско-музыковедческой рефлексии. Заключение подводит итоги и вводит музыкальный жест в контекст существующих музыковедческих категорий».
Великий новатор и провокатор Игорь Стравинский говорил: «Я всегда хотел слушать музыку не только ушами, но и глазами. Это важно, чтобы понимать музыку во всей ее полноте, видеть жест, движение, рождающее звук».
Из книги Т. Цареградской мы узнаем, как «видеть музыку» и «мыслить музыку сегодня».