19 мая Симфонический оркестр Пермского театра оперы и балета имени П. И. Чайковского выступит под управлением лауреата «Золотой Маски» — 2022 дирижера Филиппа Чижевского. Центральным событием вечера станет мировая премьера нового произведения одного из лидеров современной российской музыки Алексея Сысоева — оркестровая версия Сонаты для фортепиано № 31 Людвига ван Бетховена.
Пермский театр оперы и балета продолжает сотрудничество с маэстро Филиппом Чижевским, в сезоне 2020/2021 выступившим музыкальным руководителем новой постановки оперы «Кармен» Жоржа Бизе, — в апреле 2022 года этот спектакль был удостоен Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Лучшая работа дирижера». 19 мая под управлением Филиппа Чижевского Симфонический оркестр Пермской оперы представит программу, ключевой темой которой станет диалог классики и современности. Концерт откроет последнее творение Иоганна Себастьяна Баха — незавершенный Контрапункт XIX из цикла «Искусство фуги» в оркестровой версии выдающегося итальянского композитора Лучано Берио (1925–2003). Во втором отделении прозвучит Симфония № 15 Дмитрия Дмитриевича Шостаковича — это исполнение Пермский театр оперы и балета приурочивает к 50-летию со дня премьеры сочинения, отмечающемуся в 2022 году.
В центре программы — мировая премьера оркестровой версии Сонаты для фортепиано № 31 Людвига ван Бетховена, созданная одним из ведущих российских композиторов наших дней Алексеем Сысоевым. «Деликатность, тонкость и поэтичность Сонаты бережно сохранены; четко выявлены свойственные стилю Бетховена диалоги разных групп инструментов, где духовые нередко подражают органному звучанию, и подчеркнута триумфальная мощь финального взлета в надзвездную высь», — так отзывается о новом произведении Сысоева профессор Московской консерватории музыковед Лариса Кириллина.
Алексей Сысоев, композитор:
— Игорь Стравинский, кажется, говорил о том, что Бетховен — очень «фортепианный» композитор, но мне всегда казалось прямо противоположное: он очень «оркестровый» композитор. Бетховен пишет для фортепиано симфоническую музыку — чтобы убедиться в этом, достаточно взять в руки ноты любой из зрелых его клавирных сонат. Открытия, сделанные Бетховеном в 1820-е, не были по-настоящему осмыслены и использованы в дальнейшем, не заняли свое место в «магистральном пути» развития европейского искусства. Эта музыка стала своеобразной terra incognita, в которую мы можем погружаться снова и снова, находя множество по-хорошему сумасшедших вещей, которые по сей день звучат очень странно — и очень свежо.
Алексей Сысоев — композитор, исполнитель, импровизатор. В 2011 году окончил специалитет и аспирантуру Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Автор музыки к театральным постановкам Кирилла Серебренникова, Филиппа Григорьяна, танцевальной компании Gay&Rony Club (Нидерланды). Лауреат премии «Золотая Маска» — 2013 за лучшую работу композитора в музыкальном театре (спектакль «Полнолуние» Филиппа Григорьяна, 2012). Опера «Сверлийцы. Эпизод IV» (режиссер Борис Юхананов) идет в репертуаре Электротеатра Станиславский. Лауреат программы «Русская музыка 2.0» (2020). В 2022 году написал музыку к новому балету Вячеслава Самодурова по заказу «Урал Балета».
Возрастная категория — 6+