1–3 июля в Екатеринбурге вновь пройдет фестиваль «Безумные дни». О том, как пришлось действовать в условиях санкционного давления, рассказал Евгении Кривицкой (ЕК) Первый заместитель директора Свердловской филармонии Рустем Хасанов (РХ).
ЕК Фестиваль «Безумные дни» всегда проводился в тандеме с его основателем Рене Мартеном. Как в свете западной политики «запрета культуры» обстоит дело в этом году?
РХ Вплоть до 2022 года именно Рене Мартен формировал большую часть программы фестиваля, разрабатывал его идеологию и тематическое содержание, подбирал большинство исполнителей и определял общую художественную концепцию. Несмотря на непростую политическую ситуацию, удалось договориться, что фестиваль в 2022 году в Екатеринбурге под маркой «Безумные дни» все-таки состоится, но Рене Мартен снимает логотипы французских компаний, традиционно принимавших участие в организации фестиваля, не будет и зарубежных артистов. В этом году «Безумные дни» полностью спланированы Свердловской филармонией и построены на российских музыкантах, в то же время программа согласована с Рене Мартеном и одобрена им. Позиция Мартена заключается в том, что ситуация действительно сложная, но те отношения дружбы, доверия и сотрудничества, которые сложились у него с уральскими музыкантами и руководством Свердловской филармонии, не могут так просто оборваться. Его слова, что в честь нашей дружбы он сохранит фестиваль в России, для нас очень важны.
ЕК Фестиваль проходит под девизом «Первые романтики». Чем обусловлен выбор именно этого периода – первой половины XIX века?
РХ Тему романтизма выбрала сама филармония, мы считаем, что в нынешней непростой ситуации чувствуется и определенная психологическая напряженность в обществе, и недостаток позитивных эмоций. Музыка романтизма способна разрядить эту обстановку и привлечь публику в залы. Тем более, что фестиваль «Безумные дни» рассчитан в первую очередь не на участие звезд и на присутствие в залах публики, которую принято называть меломанами – для них предназначены все-таки события и концерты текущего сезона. Фестиваль «Безумные дни» – в первую очередь для той аудитории, которая не ходит в концертные залы, считая это недоступным, дорогим удовольствием для неподготовленных к восприятию классической музыки людей. Конечно, у нас были и другие идеи – поставить во главу угла тему любви или другие, но победила тема романтизма. Рене Мартен использовал этот сюжет для фестиваля, который проходил в начале 2000-х годов во Франции. И действительно, во главе темы «Первые романтики», предложенной им – поколение композиторов 1810-х годов: это Роберт Шуман, Фредерик Шопен, родившиеся в 1810 году, Феликс Мендельсон, родившийся в 1809 году, и Ференц Лист 1811 года рождения.
ЕК А как в эту тему вписывается шоу барабанщиков и флейта сякухати?
РХ В нашем фестивале примут участие свыше 500 музыкантов. Это и 15 солистов, и артисты в составе 32 коллективов, среди которых 2 симфонических оркестра, 2 камерных оркестра, оркестр русских народных инструментов, юношеский симфонический оркестр, военный духовой оркестр, 25 ансамблей. Причем 14 ансамблей рождаются в Екатеринбурге прямо в дни проведения фестиваля – там соединяются музыканты, которые и раньше играли между собой, и те, кто специально готовят программы для Екатеринбурга. Слушателей ждет также музыка других направлений. На «Безумных днях» выступят башкирский коллектив «Курайсы» (этно), ансамбль ранней музыки из Новосибирска Insula Magica, потому что барочная тема старинной музыки традиционно присутствует на фестивале, несмотря на заданную тему. Что касается шоу барабанщиков, то в один из концертных дней фестиваля артисты исполнят, например, среди прочего Фантазию-экспромт до-диез минор, Ноктюрн до-диез минор Шопена, Военный Марш № 1 Шуберта – так как в 2022 году тема фестиваля в Нанте была посвящена музыке Шуберта. Японская органистка Хироко Иноуэ и ее партнер Павел Ио на сякухати исполнят «Серенаду» Шуберта из вокального цикла «Лебединая песня», «Баркаролу», «Шарманщика» из вокального цикла «Зимний путь», а также избранные прелюдии Шопена.
ЕК Что принципиально новое будет в этом году – какие-то площадки, которые раньше не использовали, новые жанры?
РХ Помимо семи концертных залов, находящихся в центре Екатеринбурга в шаговой доступности друг от друга, появляется первая в истории фестиваля open air площадка «Сад Вайнера» за зданием Свердловской филармонии – место размещения будущего нового концертного комплекса филармонии. Она будет оборудована на 1600 мест, и все музыкальные маршруты каждого фестивального дня (а марафон длится с 10:00 до 23:00) будут сходиться в Сад Вайнера. Здесь 1 июля будет исполнена музыка к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» Феликса Мендельсона с участием Уральского филармонического оркестра, женского хора, вокалистов, чтецов под управлением Дмитрия Лисса, 2 июля – уже упомянутое шоу барабанщиков «Чувство ритма» и наконец 3 июля – Гала-концерт-закрытие с ведущими солистами фестиваля. Также в Саду Вайнера будет открыт информационный центр, в котором будут работать волонтеры, где можно будет купить билеты, получить информацию о фестивале, послушать записи Виртуального концертного зала филармонии, принять участие в музыкальных мастерских для детей и взрослых, на которых знакомство с музыкальными инструментами происходит на расстоянии вытянутой руки. Слушатели смогут попробовать себя в качестве живописцев на пленэре, а также стать свидетелями чтения стихов эпохи романтизма начинающими поэтами. К музыкальным жанрам добавилась хореография: в исполнении екатеринбургского коллектива «ТанцТеатр» состоятся показы данс-спектакля «Шопен. Carte blanche». Еще из нововведений – впервые для публики организаторами предусмотрены «путеводители» по концертам «Безумных дней», рекомендованные известными публичными людьми Екатеринбурга, среди которых ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров, многолетний партнер фестиваля Олег Шиловских – генеральный директор МНТК «Микрохирургия глаза», а также спортсмены, общественные деятели. Каждый составил свой wish list концертов, а слушатели могут довериться их выбору и посетить те или иные события.
ЕК В анонсе указано, что фестиваль посетят 35 тысяч слушателей. Вы с такой точностью можете заранее спрогнозировать количество публики?
РХ Суммарная вместимость всех площадок фестиваля – более 36 тысяч мест. Мы ориентируемся на традиционные для фестиваля 95-97 процентов заполнения. Отмечу, что главная ценность фестиваля – это его доступность. Это и оригинальный формат коротких концертов без перерыва, и неизменная с 2015 года цена билета 200 рублей на все концерты, кроме концерта-закрытия, который стоит 500 рублей. Конечно, такие условия невозможны без поддержки губернатора Свердловской области, а также программы «Всероссийские филармонические сезоны» Министерства культуры РФ, Администрации Екатеринбурга.
Помимо возможности покупки билетов в кассе и на сайте филармонии, есть очень интересная программа работы с партнерами – организациями, предприятиями, которые для своих сотрудников приобретают билеты и тем самым формируют корпоративную культуру в своих учреждениях и фирмах. И вот здесь пример МНТК «Микрохирургия глаза» очень показателен: порядка 2000 билетов приобретается на каждый фестиваль для работников предприятий, и, таким образом, люди семьями приходят на фестиваль и приобщаются к классической музыке.
ЕК Мы живем в эпоху цифровой реальности, планируются ли трансляции концертов, чтобы расширить аудиторию до всероссийского масштаба?
РХ На прошлых фестивалях концерт-закрытие всегда транслировался каналом «ОТВ» на всю область, в том числе эти записи мы использовали и в период пандемии. В прошлом году концерт-закрытие транслировался в официальном сообществе филармонии «ВКонтакте» – просмотры были свыше 100 тысяч. Планируем вновь провести трансляцию этого концерта во «ВКонтакте» из Сада Вайнера.
ЕК Кто из звезд впервые посетит Екатеринбург? Ведь миссия фестиваля и в том, чтобы знакомить с новыми именами?
РХ Повторю, что мы не позиционируем этот проект как фестиваль звезд. Каждый год, в первую очередь за счет иностранных исполнителей, мы старались уральскую публику знакомить с новыми именами, поскольку российские музыканты составляют ядро концертного сезона Свердловской филармонии. Практически все, кто сегодня на виду, – наши постоянные гости. Поэтому на фестивале 2022 года может быть не так много новых имен, но тем не менее мы очень рады, что вновь услышим, помимо коллективов Екатеринбурга, Московский камерный оркестр Musica Viva под управлением Александра Рудина, а также Квартеты имени Давида Ойстраха и В. А. Берлинского. Среди солистов – Екатерина Мечетина, Константин Емельянов, Юрий Фаворин, Гайк Казазян, Рэм Урасин, виолончелист Дмитрий Прокофьев – новое для нас имя, как и трио гобоев – московский ансамбль Shepherd Trio. Мы ждем этот большой праздник музыки, мы к нему готовимся, фестиваль жив, и мы надеемся, что его поле будет расширяться. «Безумные дни» уже сегодня занимают достойное место среди ярких культурных событий нашей страны. К нам едут организованные группы туристов от наших соседей из Курганской, Челябинской, Тюменской областей, Пермского края до гостей из Москвы и Санкт-Петербурга. Сотрудничество продолжается, и мы надеемся на то, что «Безумные дни» ждет долгая и счастливая жизнь.